Призраки и загадочные существа лесов карелии. Мистическая карелия

03.10.2021

Мы сейчас не о дереве желаний на набережной в Петрозаводске, а о тех местах, которые (по праву или нет - решает каждый для себя) считаются местами силы. Не знаем, можно ли там действительно услышать голос земли, шепот духов или подзаправиться сакральными знаниями. Одно можем сказать уверенно - в тех местах, о которых речь пойдет, мурашки водятся. И с удовольствием нападают на людей.

Вообще вояж по всем «местам силы» Карелии может занять целый месяц. Валаам, Соловки, Кижи, почти все крупные водоемы... «Петрозаводск говорит» рассказывает о самых странных и не самых известных точках.

Заброшенная деревня Кочкомозеро недалеко от Надвоиц.

Деревня опустела довольно давно. Когда-то здесь было около 50 крепких домов, сейчас осталось меньше десятка. В некоторые хозяева приезжают летом, некоторые - не жилые, покосившиеся, продуваемые ветрами и почерневшие. Ветра здесь дуют почти постоянно. Эзотерики говорят, что Кочкомозеро - неплохое место для самоидентификации. Какие-то там особые энергетические потоки. Многие говорят о том, что в деревня стоит на месте силы. И что ощущение чужого присутствия не покидает. Да еще и будто бы двери и ставни в домах сами собой закрываются и открываются.

Остров Радколье

Он находится в Онежском озере, недалеко от острова Кижи. Переводится его название с финского как «Скала мертвого животного». Здесь, говорят, вплоть до 30-х годов прошлого века собирались те, чьи боги жили в не церквях, а в деревьях. У острова есть свой хозяин, чье воплощение - созданный природой Радкольский идол. Ничего особо плохого никому ни остров, ни его таинственный хозяин не сделали, но многие побывавшие там говорят о всеобъемлющем чувстве покорности и апатии, которые невозможно с себя стряхнуть. А это - пугает. Как и тяжелый каменный взгляд «хозяина», будто пригвождающий к земле. «Хозяину», кстати, приписывали дар наградить чем-нибудь не хорошим человека, ведущего себя не подобающим образом.

Сегозеро в Сегежском районе

Это местечко имеет дурную славу. Из поколения в поколение передаются истории о том, что водоем весьма самоволен. В 1928 году, рассказывали старожилы, из Лысой губы озера в одночасье ушла вся вода. А спустя короткое (очень короткое, удивительно, что обошлось без жертв) время с силой хлынула обратно. Но - уже теплая. Такие страшные волны появлялись на озере часто. На следующий год после происшествия с теплой водой, волной убило сплавщиков леса. Говорят, что в 17 веке в Сегозеро опустился какой-то таинственный пирамидальный объект, после этого и начались аномалии.

Ольховая глушь

Это место женской силы. Очевидцы говорят, что здесь всегда дует ветер, а еще - что в доме на горке поблизости жила настоящая ведьма, хозяйка ветров. Туристы утверждают, что эта сама горка весьма музыкально «гудит».

Находится глушь где-то в окрестностях деревни Ляппесюрья. Известна она тем, что часто принимает на себя удары молний, поэтому вокруг много обугленных деревьев. Эзотерики считают, что это место женской силы, помогающее осознать себя. Старые источники указывают на то, что когда-то здесь действительно была священная роща. А позже - православная часовня, которую пожрал пожар.

Воттоваара.

Ну, конечно, нельзя не сказать про Воттоваару, гору в Муезерском районе. Мы не будем описывать ее «архитектурные» особенности. Но энергетика места действительно странная. Можно прилечь на минуту на плоском валуне и провалиться в глубочайший сон. Можно полдня плутать между камнями и сейдами, а потом выяснить, что все это время ходил вокруг собственной палатки. А еще гора гудит. Гудит воздух, гудит камень. И затягивает в странное оцепенение. Словом - мурашки обеспечены.

Шаманы, колдуны и эзотерики всех цветов и мастей идут на гору, чтобы попробовать то ли разбудить древних саамских духов, то ли выпросить у камней часть их силы.

Цитата сообщения

Арина: давно не читала таких добротно сделанных статей о Карелии! Очень интересно и возможно и вы сможете найти новое для себя


Места силы Карелии-1

Карелия в глазах большинства россиян - страна озер, порожистых рек, сосновых лесов. Но все чаще ее связывают с легендарной Шамбалой - родиной ариев и их умением управлять силой Земли.

В 1808 году немецкий философ и филолог Фридрих Шлегель первым написал, что много тысяч лет существовал пранарод, родиной которого были Гималаи. Этот народ захватил Индию, Персию, всю Европу и создал великие древние цивилизации. И именно Фридрих Шлегель дал ему имя «арийцы», что на санскрите означает «благородные».

Прошло столетие, и в начале ХХ века «арийская теория» совершила крутой поворот. Немецкие ученые стали доказывать, что Шлегель ошибся: не индоевропейские языки пришли из Индии, а наоборот, североевропейские в Индию. Поэтому родиной ариев являются не Гималаи, а Скандинавия и Северная Германия. Народ же, проживающий здесь, более правильно именовать «нордической расой»


Проверка «нордической гипотезы»

Эта «нордическая гипотеза» стала теоретической основой для германского общества «Наследие предков» или «Аненербе», которое до Второй мировой войны и во время нее организовало несколько экспедиций в Гренландию, Скандинавию, прибалтийские страны — Литву, Латвию, Эстонию.

Одновременно сотрудники «Аненербе» (их трудно назвать учеными) грабили музеи и библиотеки на оккупированных территориях Польши, Франции, Югославии, СССР, выискивая в них доказательства нордической теории.

Не пропустили «Аненербе» и Карелию. Здесь, в лесу под Кестеньгой, был найден медальон эсэсовца дивизии «Мертвая голова». Офицеры и солдаты этой элитной германской дивизии использовались в карательных операциях против партизан и на наиболее важных участках фронта - под Сталинградом и на Курской дуге. Но в Карелии боев не было и карательных операций не проводилось.

Чем же занимались представители отборной части СС в безлюдных лесах?

Разобраться в причинах появления эсэсовцев в Карелии попытался поисковый отряд «За Родину», руководимый Виктором Комковым. Отряд обнаружил у Елетьозера, на месте, не имеющем особого военного значения, две мощные линии обороны.

Первую занимал норвежский добровольческий лыжный батальон дивизии СС «Норд». За ним на сопках Хассельман и Капролат была еще одна линия обороны. Здесь в бой с красноармейцами вступили горные егеря дивизии СС. Если СС можно назвать элитой немецкой армии, то горные егеря СС были элитой в элите.

Возникают два вопроса. Первый: что делали отборные части CC на спокойном Карельском фронте долгое время? Ведь закопаться в землю и держать оборону вполне могли и резервисты.

Второй: почему в конце войны, в 1944 году, немецкие войска предприняли ряд отчаянных контратак, чтобы прорваться к егерям, окруженным у Елетьозера? Контратаки были очень серьезные. Немцы шли на прорыв напрямую, в лобовую атаку да еще через минное поле. Ради чего или ради кого приносились в жертву немецкие солдаты?

У Елетьозера был найден большой блиндажный городок. Под Кестеньгой были построены пилорамы, электростанции. Электророзетки были даже в траншеях, не говоря о блиндажах, и солдаты могли включать там свет.

Блиндажный городок в лесах больше подходил не для обороны, а для проживания ученых. В одном из них была найдена эсэсовская шпага, которую носили высокие чины СС. Их использовали только для магических ритуалов.

В результате обследований, проведенных в ближайших от блиндажей окрестностях одним из поисковых отрядов, были найдены три пещеры. Проникнуть в них не удалось — входы были аккуратно обрушены взрывами. Что там хранилось и какие работы в них велись, исследователям узнать не удалось.

Зато от местных жителей стало известно, что где-то в окрестных лесах есть так называемые места силы, около которых карельские колдуны совершали до революции свои таинственные обряды.

Золотая чаша викингов

Карелия не случайно привлекла сотрудников «Аненербе». Еще раньше здесь побывали исследователи из спецотдела при ВЧК-ОГПУ, руководимого Глебом Бокием. Об одной из экспедиций на Кольский полуостров, возглавляемой заведующим лабораторией нейроэнергетики Александром Барченко, закончившейся открытием Северной Шамбалы, известно, наверное, многим.

Но в последнее время в СМИ все чаще стала появляться информация о том, что Барченко в поисках сокрытых древних знаний проводил свои исследования и в Карелии, которую считал «территорией древнего магического Знания».

Существовала легенда, что именно здесь находится подземный храм богини Юмаллы, где хранится так называемая «Золотая чаша викингов», обладающая огромной магической силой.

Еще раньше, чем работники отдела Глеба Бокия и сотрудники «Аненербе», пытались найти в Карелии «Золотую чашу» российские мистики. По мнению современных исследователей, неожиданная поездка знаменитого художника и мистика Николая Рериха в Сердоболь, ныне Сортовала, в начале ХХ века была связана именно с поисками этой легендарной чащи.

В Петрограде Николай Рерих не только рисовал свои удивительные картины, посвященные древней истории Руси, но и серьезно занимался археологией. О возможном месте, где была спрятана легендарная чаша, он мог узнать из секретных документов, хранившихся у его отца Константина Федоровича Рериха, являвшегося одним из руководителей петербургских масонов. Высший знак розенкрейцера, принадлежавший Константину Федоровичу, хранится сейчас в Государственном музее Востока.

Но вернемся к экспедиции сотрудников «Аненербе» к Карелии. Исследователь Кольского полуострова и Карелии Владислав Трошин обнаружил материалы, свидетельствующие о том, что гитлеровцы, используя так называемые «места силы», часто встречающиеся в этом регионе, пытались разработать так называемое «сейд-оружие».

Сейды, по понятиям саами, аборигенов Карелии, это естественные или созданные рукой человека сооружения, состоящие из крупного валуна, поставленного на несколько мелких камней. В сейде живет «дух», почитаемый саами. С помощью специальных ритуалов можно заставит его выполнять совершенно невероятные с точки зрения современной науки задачи.

Ученые «Аненербе» догадались о назначении сейдов. Их целью стала попытка направить силу сейдов Кольского полуострова на Великобританию, чтобы вызвать там локальный катаклизм. Время должно было сжаться, превратив британцев в немощных, истлевающих стариков.

Разрабатывалась также и возможность использования силы сейдов для создания локального землетрясения в пределах фронтовой полосы. Это не является столь уж невероятной задачей. Если сравнить карты Карелии в годы войны с расположением новейших геологических разломов, то получается любопытная картина: линия фронта три года проходила именно по ним.

А разломы - это практически всегда аномальная зона, по которой идет разгрузка энергии, постоянно выделяющейся ядром Земли. Целенаправленно управляя этим процессом с помощью сейдов, можно разрушить самые надежные укрепления или остановить мощную танковую атаку.

Священные валуны

Побывал на Кольском полуостров и в Карелии известный своими поисками «мест силы» в Гималаях профессор Эрнст Мулдашев. Руководимая им экспедиция обнаружила там несколько источников мощной энергии, которая давала нойдам-шаманам власть над толпами людей.

По словам ученого, нойды сегодня почти исчезли, а вот объекты, через которые они колдовали, - сейды, во множестве имеются на полуострове. Сейды, как правило, установлены на плоских камнях, находящихся на вершинах гор. Порой диву даешься, как туда смогли занести огромный камень. Причем ни один сейд по облику не повторяет другой.

Заинтересовался профессор легендами и сказками саамов-лопарей, в которых фигурируют сейды. Из них явствует, что их создают духи вместе с существами подземного мира - чахкли. Нойды иногда просят духов создать сейд, чтобы было легче колдовать. Слово «сейд» с саамского языка переводится как «священный».

Мулдашев, объясняя происхождение сейдов, привел слова гениального русского ученого Николая Козырева, сказавшего, что время есть самая мощная энергия во Вселенной. Тогда вполне логично предположить, что сейды создаются для тех существ, кто способен пользоваться энергией времени, или так называемой «каменной силой».

Сейды Кольского полуострова изучала и группа ученых из Санкт-Петербурга под руководством Василия Волкова. Она обнаружила явление, необъяснимое с точки зрения современной физики. Оказалось, что сейд периодически меняет радиационный фон вокруг себя, то повышая, то понижая его.

Участвовавшая в работе этой группы Марина Карелина, обладающая экстрасенсорными способностями, сделала очень интересное наблюдение. Энергия сейда усиливается во время ритуальных жертвоприношений саамов. Карелиной удалось совершить еще одно открытие - энергия одного сейда течет к другому, третьему и так далее, образуя подобие энергетической сети.

Обратил внимание Волков и на то, что многие сейды «выглядят так, как будто их сделали только вчера. Старых сейдов мало, такое ощущение, что их периодически «ремонтируют».

Подводя итоги экспедиции, ее руководитель сделал вывод, что сейды - это сооружения некогда существовавшей мегалитической культуры. Следы ее раскиданы по всему миру - это дольмены Кавказа и острова Крит, мегалитические круги на Алтае и в Монголии, мегалитические блоки в Ливане и Египте, мегалитические храмы Сирии.

Так что же охраняли элитные войска СС в лесах Карелии? Добрался ли Николай Рерих до подземного храма богини Юмаллы и хранившейся в нем «Золотой чаши»? Нашел ли Александр Барченко «территорию древнего магического Знания»? Может быть, все эти три вопроса имеют один ответ, связанный с древней мудростью ариев…

Белое море

Карелия, как и Русский Север в целом, — это край, полный неразгаданных тайн и удивительных загадок. Разгадать их — значит понять наше прошлое и настоящее. Величие и историческое бессмертие народа определяются духовной культурой, которую представители даже самых малочисленных этносов сумели сохранить и донести до своих потомков. Разве духовная культура древних народов, издавна проживавших на огромной территории современной Карелии, менее древняя, чем культура любого из западно-европейских народов? Разве карело-финский эпос "Калевала" менее поэтичен, чем скандинавская "Эдда", французская "Песнь о Роланде" или германские "Нибелунги"?

Земной рай

В 1916 году Николай Константинович Рерих — выдающийся художник и мыслитель — прибывает в город Сердоболь, нынешний Сортавала. Это была уже не первая поездка Рериха в Финляндию и Карелию. Интерес Рериха к Северу был неотделим от его интереса к прошлому России, к ее истории. Он живо интересовался изучением древнего магического Знания, существование которого в стародавние времена связывалось с северными территориями. Испокон веков русский народ, мечтая о лучшей жизни, устремлял свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению многих русских книжников и проповедников, та счастливая и благословенная страна, которую можно сравнить разве что с земным раем, сохранившаяся в народной памяти под именем Беловодье. Беловодье — не предметная, а духовная реальность, аккумулировавшая в своем образе всю тысячелетнюю мудрость человечества. Истоки учения о загадочной стране и пытался отыскать Рерих на Севере.

Он занимался серьезным изучением северных преданий, легенд, вел научные исследования, рисовал. Результатом его изысканий явилось представление о существовании древней духовной традиции в виде единой и неразрывной цепи, начало которой — на Севере, а конец — на Востоке, в Тибете и Гималаях. И Николай Рерих отправился в экспедицию на Алтай и Тибет, чтобы уже там продолжить свои исследования. "В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовется это место Беловодье", — писал Н. Рерих в своей книге-дневнике "Алтай — Гималаи".

А в одной из легенд, которую свято хранили старообрядцы "Выговского общежительства", прямо говорится, что Беловодье расположено близ озера Лопон. Этого озера нет на географических картах. Но "лопь" — древнерусское название коренного населения Карелии и Кольского полуострова — саамов. От слова "лопь" ведет свое наименование и так хорошо знакомая Лапландия. Так, может, и само Беловодье где-то совсем рядом?

Массовый гипноз

В 1921 году была организована первая научная экспедиция на Кольский полуостров. Эта экспедиция проводилась под личным контролем Дзержинского, а возглавлял ее профессор Александр Васильевич Барченко, действовавший с мандатом Института изучения мозга и с личного благословения академика Бехтерева. А.В.Барченко, обладавший экстрасенсорными способностями, был привлечен к работе в органах советской госбезопасности, где возглавлял сверхсекретную лабораторию оккультного направления. Целью экспедиции являлся поиск остатков древних цивилизаций, которые, согласно концепции А.В. Барченко, владели универсальным Знанием, включавшим в себя знание иных источников энергии и действенных средств психического воздействия на людей. А.В. Барченко предполагал, что эти знания не исчезли бесследно, а сохранились в закодированной форме в мегалитических памятниках, легендах, преданиях и их можно отыскать и расшифровать. Интересны его исследования ряда мест в Мурманской области, в которых люди впадали в необычное состояние, похожее на массовый психоз, получившее наименование "меряченья".Обычно оно проявлялось во время проведения магических ритуалов (по официальным источникам — далеко не редких даже в конце XIX столетия), но могло возникать и спонтанно. В такие моменты люди начинали повторять движения друг друга, безоговорочно выполнять различные команды и пр. Пользуясь современной терминологией, вполне можно назвать это "зомбированием".

Эффект "меряченья" — это, в сущности, эффект массового и целенаправленного гипнотического воздействия, источник которого науке совершенно неизвестен. Подобные явления "меряченья" отмечаются по сей день и в ряде мест Карелии, на территории которых еще находятся останки древних святилищ. Все это требуют тщательного изучения не только в научных, познавательных интересах, но и с точки зрения возможного практического использования данного вида магической энергии, например, в лечебных целях.

Гиперборея где-то рядом

Карелия (Север России в целом) имеет глубокие и прочные традиции, связанные с сохранением эзотерического (тайного) магического Знания, берущего свое начало с древней, могущественной и таинственной Гипербореи. Территория Карелии уже с незапамятных (даже с точки зрения исторического подхода) времен включена в общую планетарную и геокосмическую "программу" сохранения эзотерических Знаний, являющихся основополагающими в общем контексте земной эволюции и фрагментарно зафиксированных в различного рода исторических, этнографических и культурных открытиях современности. Существуют древние карты, на которых изображен исчезнувший полярный материк — Гиперборея. До нашего времени дошли в копиях работы Герхарда Меркатора, самого известного картографа XVI века. Одна из его карт (1569 г.) воспроизводит очертания Северной земли наиболее полно, без поправок на новые географические открытия. Если наложить карту Меркатора на карту современной Скандинавии, обнаруживаются удивительные соответствия: южная граница Гипербореи проходит через Ладожское и Онежское озера, через Валаам и Выгорецию. "Волшебные утесы Валаама, столь похожие на рукотворные твердыни, когда-то были островом в океанском заливе у берегов Гипербореи — северная Ладога сохранила безмерно древние контуры этого залива, — пишет известный российский исследователь Гипербореи Е. Лазарев. — Подобным островом, по-видимому, был и гранитный монолит Соловков: подобным, но все же иным. Недаром мистическое чувство северных иноков нашло им разные священные имена: северный Афон — для сокровенного Валаама и Новый Иерусалим — для суровых Соловецких островов".

Карельский Стоунхендж

Конец 20-го столетия ознаменовался серьезными археологическими открытиями на территории современной Карелии. В начале 90-х годов на северо-западном побережье Онежского озера было открыто святилище времен неолита, названное Пегремой, в составе которого находились зооморфные идолы, диски из песчаника и пр., что свидетельствовало о развитости религиозно-магического культа и глубоких навыках в обработке камня у наших далеких предков. В 1993 году был открыт ныне широко известный, но до сих пор недостаточно изученный, древний языческий комплекс на горе Воттоваара, что в Муезерском районе. Он состоит из более чем тысячи сейдов (сооружения из камней, которые древние саамы — лопари — наделяли огромной магической силой), некоторые из которых достигают поистине огромных размеров, вырубленной в скале "лестницы" и т.д. Сооружения подобных масштабов не вписываются в насущные потребности древних саамских или карельских охотников и не укладываются в логические построения научной теории. Вот почему комплекс на горе Воттоваара уже окрестили "карельским Стоунхенджем".

Морская пирамида

В 2001 году экспедиция специалистов Российского географического общества обнаружила у острова Анзер Соловецкого архипелага странную "морскую пирамиду", возвышавшуюся на высоту около десяти метров над уровнем воды, также не получившую к настоящему времени вразумительного объяснения. Летом 2003 года экспедиция, организованная Международной академией меганауки, проводила исследования в Медвежьегорском районе недалеко от маленькой деревушки Венге-гора, что в пятнадцати километрах от более известного поселка Маслозеро. В народной памяти еще до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд, которые свидетельствовали, что в стародавние времена на берегу одного из озер, расположенного в этом районе, находилось древнее языческое капище, сложенное из многочисленных камней и весьма почитаемое местными жителями. К настоящему времени памятник разрушен полностью; камни разбросаны на значительной территории или просто уничтожены. Многие из них "ушли в землю" или "в песок", и поиск их довольно затруднителен.

Легенды говорят также о том, что данное капище сооружалось из "помеченных" камней, т.е. из камней с выбитыми на них "руническими знаками", которые наравне со смысловой и магической функциями несли в себе и функцию охранительную. Интересно, что само слово "руна" вовсе не означает "букву" или "знак". Оно означает "секрет" или "тайну". Слово "руна" — аналог греческого "мистерион" (мистерия). Системы рун вовсе не являются просто системами "букв" в обыденном смысле. Скорее это системы таинств. Именно поэтому рунические знаки и символы всегда имели магический характер и понимались избранным кругом лиц. Поиски "карельской Гипербореи", видимо, еще только начинаются. Ясно одно — впереди еще много неожиданных, ярких и интересных открытий. Северные старцы-богомольцы предсказывали: в треугольнике, отмеченном тремя храмами Преображения — Валаамским, Соловецким и Кижским, — начнется очищение России. Это место, где как бы сгущается благодать, становясь явной для чутких сердец. Здесь душа Русского Севера, средоточие его гармоний.

Воттоваара

За семь лет деятельности археологической экспедиции Карельского государственного краеведческого музея (1987—1993 гг.) наиболее значительным событием было открытие летом 1992 года неизвестного ранее культового памятника — «святилища» на горе Воттоваара. Оно находится в 20-ти км на юго-восток от поселка Суккозеро Муезерского района Республики Карелия.

Гора Воттоваара — это наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности — 417,1 м. Культовый комплекс занимает в целом всю поверхность горы и несколько возвышенностей, расположенных одиночно близ нее (6 кв. км). Памятник невозможно представить вне связи с конкретным природным окружением. Его естественными границами являются крутые, местами отвесные южные и западные склоны. Подъем с севера и востока плавный и наиболее удобный для достижения вершины. Хорошо прослеживается высотная зональность растительности. Сосновый пояс по склонам сменяется сосново-березовой лесотундрой близ вершины.

Рельеф очень пересеченный: скальные выходы чередуются с небольшими болотцами — палеоводоемами и пересыхающими в жаркое время года мелкими озерками. Повсеместно разбросаны крупные, плохо скатанные валуны и глыбы местных пород. Наличествуют выпаханные ледником троговые ложбины и бараньи лбы. Ландшафт куэстовый: крутые уступы, экспонирующие на север и пологие скаты южной экспозиции. В целом породы мало дислоцированы, но хорошо проявляются элементы прототектоники в виде следующей системы трещин: пластовые (залегание их близко к горизонтальному) и зияющие вертикальные — субширотного и субмеридиалыюго направления. Раздвигание скальных блоков, что очень впечатляюще наблюдается в 150 м на юго-запад от центра вершины, в естественном скальном амфитеатре, могло происходить в процессе неотектопических подвижек в период послеледни-ковья. Первичной единицей изучения на данном памятнике является культовый камень (Автор преднамеренно не употребляет понятия «сеид», из-за несогласия с его устоявшимся использованием для обозначения данных культовых конструкций в российской научной литературе.). Несмотря на то, что о их культе, как неотъемлемой части религиозных верований саамов, упоминает каждый исследователь, изучавший мировоззрение этого народа, достоверно о них почти ничего не известно или же сведения противоречивы.

Чтобы избежать понятийной путаницы, нужно определить смысловое содержание термина «культовый камень», применяемое в данной работе: это камень-валун или обломок скалы, искусственный характер вычленения которого непреложно заменен. Не исключено и то, что некоторые камни выделялись человеком из окружающего ландшафта только на основе их отдельных природных черт. О другой стороне вопроса — обожествлялся ли данный объект, сейчас можно говорить с меньшей достоверностью. Это профессиональное определение несомненно отличается от понятия «сейта-каменъ», которое бытовало среди саамов еще в XIX веке.

Из многих тысяч валунов, находящихся на поверхности гори, к числу культовых камней были отнесены только те немногие, которые имели четкие искусственные признаки деятельности человека: наличие «наверший», «ножек» или явно преднамеренную группировку.

Несомненно, что памятник на горе Воттоваара по своему назначению может быть отнесен к разряду культовых сооружений, тo есть построек, специально возводимых для религиозных обрядов (1, с. 76) Отсюда можно заключить, что должны существовать пусть не достаточно строгие и не канонизированные, но устоявшиеся архитектурно-композиционные приемы и принципы при его создании, являющиеся отражением как религиозных идей их создателей, так и конкретных культовых функций. В данной работе делается попытка установления этих закономерностей на основе статистического анализа данных, полученных в ходе непродолжительных работ в полевой сезон 1993 года. Значительная статистическая выборка позволит свести к нулю все несомненно существующие погрешности субъективного восприятия такого неординарного памятника как комплекс па горе Воттоваара.

Каждый культовый камень описывался по двенадцати признакам, дающим, на наш взгляд, всестороннюю фиксацию местонахождения объекта и его морфометрических черт. Это нахождение в группе или же обособленность; присутствие обработки; наличие «ножек», «наверший», их количество и ориентация; размеры; расположение на скальной основе или дерне; вблизи водоема или на доминирующей точке окрестностей; привязка к краю обрыва. Всего в ходе обследования было выявлено 1286 камней. Вероятно, что число их значительно больше, так как на территории в 6 кв. км часть их могла ускользнуть от внимания. Несомненно, что некоторые из них были уничтожены человеком. Например, при возведении тригонометрического знака на вершине или же просто ради любопытства, камни сбрасывались вниз с обрывистых уступов. Наиболее плотная концентрация в центре — на самой вершине и на крутых юго-западных, южных и юго-восточных склонах. Здесь они находятся на каждом скальном выходе. При спуске с возвышенностей количество культовых объектов резко уменьшается.

Преимущественно наблюдается расположение культовых камней группами. Одиночными можно назвать только 138 экземпляров (18,7% от общего количества), находящихся в основном на низких отметках облесенных склонов горы. 1148 камней составляют 166 групп. Количество культовых камней в группе колеблется в довольно широких пределах — от двух до сорока четырех максимально. Исходя из имеющихся у нас данных, можно говорить, что группы числом от двух до шести составляют более двух третей (68,6%), причем преобладают группы из двух, трех, четырех камней. Более многочисленные сложения единичны. По чисто визуальному наблюдению количество составляющих в группе может зависеть от площади скального обнажения, на котором они располагаются. Например, наиболее крупное скопление (44 шт.) в центральной части святилища занимает скальный участок в 40 м длиной и 10 м шириной. Нельзя было не заметить другую закономерность: в отдельной группе число конструкций с «ножками» может быть от одной до пяти-шести (самой различной величины), но сопуствующие камни без «ножек» всегда имеют меньшие размеры.

Какой-то определенной избирательности в форме культовых камней не усмотрено — это разнообразные природные очертания окружающих валунов. Ни один из них не носит следов обработки и, по нашему мнению, не может быть определен как имеющий зооморфные или антропоморфные черты. Часто наблюдаются камни, распавшиеся частично или полностью на пять-шесть кусков. По мнению геологов это раскалывание — результат морозного выветривания или проготектонической дезинтеграции по трещинам, при полном отсутствии следов огня.

При обследовании проводился подсчет у каждого объекта так называемых «ножек», то есть камней, про которые можно было бы определенно сказать, что они искусственно установлены под основным камнем. Всего конструкций, поднятых на «ножки» около трети — 431 (33,5% от общего числа). Количество используемых «ножек» варьирует в пределах от одной до одиннадцати. Чуть менее половины установлено на один камень (184 — 42,6%) (табл. 2). Почти такое же количество культовых камней имеет две или три «ножки» (95 и 83 — в сумме 41,2%). С увеличением числа задействованных «ножек» число объектов, на них установленных, резко уменьшается. Была сделана попытка выявить систему их подкладывания. Можно твердо говорить об отсутствии на данном культовом комплексе ориентации «ножек» по сторонам света Как правило, если «ножек» было небольшое число (одна-две), ориентация проводилась в направлении ближайшего края обрыва или в сторону соседствующего водоема Если же камень был достаточно тяжел, то «ножка» «подсовывалась» в наиболее удобном месте. Если их было большое число, они располагались под камнем по кругу Обычно в качестве «ножек» использовались плитки или куски гон же горной породы, что и основной камень. Число культовых камней с «навершиями» очень незначительно — 24 штуки (1,8%). «Навершие» — это преимущественно одна или две плитки той же горной породы, что и находящийся под ними большой валун — основание. В двух случаях такая плитка сама имела «ножку» — камешек меньших размеров. За единичным исключением основание вросло в землю и расположение его обособлено. Исходя из этого, можно говорить, что, вероятно, конкретно «навершие» имело такое же смысловое значение, как и культовый камень, то есть оно само было отдельным маленьким его аналогом. Камни с навершиями в основном были зафиксированы на северо-западном склоне горы и единично близ центра вершины.

Одной из основных задач исследования было выявление закономерности в выборе места для установки конструкций. Уже в ходе первичного обследования святилища наблюдалось преимущественное нахождение культовых камней на скальных участках без дернового покрова. И действительно, при подсчете оказалось, что только очень незначительная часть располагалась на дерне (32 шт — 2,4%). Причем, в восьми случаях это были вышеупомянутые вросшие в землю валуны-основания с «навершиями». Уже при визуальном наблюдении четко чувствуется взаимозависимость нахождения культовых объектов от окружающего ландшафта. Как правило, они располагались в точках, доминирующих над ближними окрестностями (1093 — 85%). Более четверти от общего числа культовых камней (357 — 27,7%) установлены непосредственно по берегам многочисленных небольших озерков и болот.

Определенный порядок в группировке скоплений камней наблюдался сравнительно редко. Два раза на северном склоне близ вершины они были расположены в одну прямую линию длиной до 15 м. Причем, в одном случае ряд из двенадцати камней без «ножек» замыкался с двух сторон конструкциями с «ножками», а в другом — камень с «ножкой» занимал центральное место, с четырьмя валунами без «ножек» по обеим сторонам.

Говоря об искусственно созданных сооружениях на горе Воттоваара, нужно отметить наиболее хорошо заметный комплекс на юго-восточном склоне горы. На огромной, горизонтальной, скальной площадке длиной до 30 м, возвышающейся на 1,1 м над общи vi уровнем поверхности находятся четыре отдельно стоящие группы культовых камней (по 6, 7 и 15 экз). Каждая группа занимает свой микроучасток и образует круг с обязательной очажной кладкой из мелких обломков в его центре. Вероятно, следует рассматривать эти построения на данной площадке как обособленный культовый объект.

Суммируя все вышеизложенное и исходя из предположения, что данный памятник является единым комплексом и, основываясь на приведенных наблюдениях, можно сделать следующие обобщения-

1. Место для установки культового камня должно было иметь следующие черты: наличие скального участка без почвенного слоя высотное доминирование хотя бы в радиусе 30 м, желательное расположение па краю водоема, даже если он не превышает 10 м в диаметре.

2. Культовые сложения устанавливались группами, преимущественно из двух-шести камней. По-видимому, под крупный камень на месте подкладывались «ножки», а валуны меньших размеров приносились. Нельзя не отметить в группе более высокий смысловой статус культовых конструкций с «ножками" перед камнями без оных.

3. Не существовало какой-то необходимой ориентации культовых камней по сторонам света, которая иногда наблюдается у северных народов. Например, у ближайших соседей — ненцев «болваны лицеи всегда к востоку стояли» (2, с. 235). Хотя, возможно священные камни устанавливались в комплексе с деревянными сеидами, о существовании которых часто упоминают еще этнографы XIX в. (3, с. 391) и в ориентации которых могла существовать какая-то закономерность.

4. Культовые камни не имеют каких-то определенных очертании, позволивших бы говорить о вычленении их из окружающего ландшафта по антропо- или зооморфному виду. Также не выявлено и видимых следов обработки (раскалывания, отесывания)- «они таковы, как их создала сама природа» (4, с. 182). Древними создателями они просто выделялись из окружающей среды небольшими необходимыми штрихами — добавлением «ножек» «наверший».
5. Несомненно, что природные факторы — доминирующая возвышенность, явные следы мощной тектонической деятельности скудная высокогорная растительность — стимулировали появление памятника именно в данном месте.

Культовых комплексов подобных «святилищу» на горе Воттоваара в Карелии известно еще два. Один расположен на островах Русский и Немецкий Кузов в Белом море, в 20-ти км от города Кемь, а другой на горе Кивакка, находящейся в природно-национальном парке «Папаярви» в Северной Карелии. (5, с. 82). Известны также местонахождения пяти одиночных культовых камней с «ножкой»: на горе Нуорунен, Чуманный Камень близ Евжозер Матроилампи в Лоухском районе (7, с. 6). Существуют также непроверенные сообщения о их нали- чии на вершинах Поссосиро и Уконтунтури на территории уже упоминавшегося ПНП «Панаярви». Среди них святилище на горе Воттоваара является самым южным и наибольшим по числу культовых камней.

по материалам из инета

Карелия. Величественность горных кряжей, красота девственных лесов, устремляющихся высоко в небо, кристальность бесчисленного множества озер. Но вы даже не догадываетесь, что же скрывается за этим. Край, полный загадок и тайн. Отправляемся на поиски входа в параллельный мир по странным местам, окутанным множеством легенд.


ЗАГАДКИ КАРЕЛИИ

Пудожский район, поселок Шальский (390 км от столицы)
Выступ на берегу Онеги. Место с пугающим названием "Бесов Нос" , испещрен рисунками древних людей. Петроглифы - наскальные изображения, доставшиеся нам от наших предков. Находятся под ногами посетителей, а не на вертикальном полотне скалы. Глубокий смысл данных посланий древних людей как на восточном побережье Онежского озера, так и в Беломорском районе не удается по сей день в полной мере истолковать ученым.
На Бесовом Носу насчитывается более 500 петроглифов, среди них центральная фигура - онежский Бес, отдаленно похожего на человека, только с квадратной головой, телом - бочкой, с пятью пальцами на руках. Разделяет фигуру беса ровно посередине пролом, свидетельствующий, по мнению ученых, о связи с потусторонним миром. Здесь регулярно пропадают и местные жители, и приезжие. На месте, где пропадают люди, остаются лишь их вещи. Кто же стоит за этими загадочными и бесследными пропажами? По одной из версий, рассматривающейся учеными уже больше полувека, Бес, изображенный на мысе - реальное существо, представляющее собой Снежного человека. Из-за того, что до объекта трудно добраться, он посещается только рыбаками и охотниками, которые задабривают хозяина, кидая в щель монеты, чтобы он соблаговолил им в промысле.
Что же в том направлении, куда смотрят все изображенные на мысе рисунки? Оказывается, там находится своего рода, маленький Марс - Карьер малинового кварцита . Камень власти широко применялся при постройке Мавзолея и Исакиевского Собора, из него сделаны самые известные гробницы во всем мире, в том числе - Саркофаг Наполеона. Добывают его только в Карелии, в 60 километрах от ее столицы, на западном берегу Онеги, в старинном селе Шокша. Странно, но факт: дождь всегда обходит карьер стороной.
Кварцит - не единственный пришелец из другой реальности. Благодаря шунгиту русские одержали победу над шведами под Полтавой: из-за сильной жары вода в реках цвела. И наши солдаты пили ее, предварительно опуская в нее шунгит. Шведы же, мучились дизентерией. Существует еще одно свойство этого загадочного камня, удивляющее ученых: шунгит - единственный минерал на земле, проводящий электрический ток. На производстве шунгит обрабатывается вручную, данный процесс достаточно травмоопасный. Удивительно, но раны от порезов при его обработке не гноятся и заживают очень быстро.
Более доступным, по сравнению с Бесовым Носом, для посещений туристов стал комплекс Залавругас с 29 группами наскальных изображений, составляющих 1,5 тысячи петроглифов, основная часть их иллюстрирует жизнь того времени (2-3 тысячелетие до нашей эры). Но среди этого многообразия птиц и зверей есть наиболее выдающееся изображение, привлекающее внимание туристов и ученых - "Пляшущий шаман". По преданию, стоит только потереть его, дух выйдет и непременно исполнит заветное желание.
Прионежский район, поселок Косалма (в получасе от Петрозаводска)
Буквально в двух километрах от него возвышается Гора Сампо . В переводе с финского "Сампо" означает магический предмет, источник счастья и благополучия. Посещение этого места включается некоторыми туроператорами в обзорные экскурсии. Преодолев путь к вершине горы по лестнице, перед вашим взором предстанут пестрящие разными цветами деревья. Ленты, повязанные на них - знак загаданных желаний.
Белое море. Кузоватовы острова ("kuusen" - ель)
Издали похожи на каменные шары, поросшие ельником и лишь слегка высовывающиеся из воды.
Остров Русский Кузов, Лысая гора. На ее вершине было крупное святилище с божеством в центре "Каменной бабой", которому приносились жертвы, и рядом с которым погребены старейшины племени саамов.
А вот центральное капище древних саамов с большой концентрацией идолов и сейдов расположено на наивысшей точке Немецкого Кузова , здесь шаманы совершали свои главные культовые обряды. По легенде, в 17 веке отряд шведов укрылся здесь от шторма, чтобы после напасть на Соловецкий монастырь, чем разгневали Богов, силы которых и защитили святую обитель от врага, превратив его в камни.
Ворота в параллельный мир стоит поискать на горе Воттоваара - самом страшном и легендарном месте в Карелии (в 200 км от столицы). Мертвые деревья и царство обрядовых камней, издающих звук пустоты. Гряда горных холмов протянулась на 7 километров в длину. Дорога сюда уже наполнена множеством препятствий, и порой даже кажется, что они просто непреодолимы. Достигнув цели, можно заметить настолько ровные поверхности, что складывается впечатление, будто кто-то их отполировал. Многие убеждены в том, что гора обладает с мощной энергетикой, ведь здесь совершались обряды и поклонения богам. Об этом свидетельствуют расположенные в таинственном порядке безмолвные полторы тысячи сейдов. Сразу напрашивается вопрос: как огромные валуны, среди которых есть и многотонники, стоящие на более мелких, оказались на вершине горы высотой 417 метров? Кто поставил их здесь? Возможно, в камни заточены души умерших шаманов, пообщаться с которыми едут сюда люди, обладающие экстрасенсорными возможностями, а также попросить у камней часть их силы и переместиться в параллельные миры. Остается загадкой и то, кто же высек в скале тринадцать ступеней Небесной лестницы и "Ванную" в виде углубления, заполненного водой?
Воттоваара окутана множеством загадочных явлений: тут не живут животные, мертвы озера, выходят из строя приборы, отказывает аппаратура, а особенно бросаются в глаза деревья как в сказке про Бабу Ягу, скрюченные и даже завязанные в узел, что только усиливает и без того жуткое чувство от пребывания в этом месте. Здесь также можно провалиться в глубокий сон, если прилечь на валун.
Одна из неразгаданных загадок Карелии - лабиринты - закодированные знания в виде каменных символов спиралевидной формы, в диаметре достигающих до 30 метров и свидетельствующих о связи человека с космическими силами. Спираль является своего рода кодом, который передавался из поколения в поколение. Во многих легендах лабиринты указывают на входы и выходы параллельного мира, двери которого открываются тому, кто знает ключ к ним. До сих пор ни один ученый не расшифровал его значения.
Загадки Климецкого
В 40 км к северу от Петрозаводска расположился один из самых крупных островов Онежского озера - Климецкий , протяженностью 30 км. В очередном путешествии новгородского купца в этом месте в 15 столетии застала настолько сильная буря, что его корабль выбросило на берег. Торговцу пришлись по душе живописные окрестности. Тут он и решил основать монастырь. В 19 веке здешние места прославили местные сказители былинами о богатырях. По настоящее время известность острова не прекратилась благодаря таким явлениям, как: бродящие между деревьев призраки, гирлянды бегущих огоньков на лесных полянах, НЛО. Не обходится без случаев с исчезновениями людей. Одни сначала долгое время блуждают по лесу, хотя на самом деле оказываются возле своей палатки. Другие же вовсе не помнят, как они оказались в том или ином месте. Так или иначе, научного объяснения данным феноменам не дано.
Небольшой и скалистый остров Радколье распростерся среди Онеги, неподалеку от острова Кижи. Здесь собирались те, кто поклонялся богам, живущим в деревьях. У острова есть свой хозяин - идол в виде скалы, с чертами, схожими с человеческим лицом и обладающим настолько каменным взглядом, что наводит страх, вызывает апатию и покорность. Тех, кто его гневит, он "одаривает" несчастьями и болезнями.
Беломорский район,Река Охта, деревня Ушково (380 км от Петрозаводскаа)
Посреди болот на вершине скалы стал находкой поющий валун . От сильного ветра камень на подпорках покачивается и издает мелодичные звуки, похожие то на оркестр, то на свирель. Но и в безветрие эти звуки не прекращаются. Разве ветер в состоянии качнуть такой огромный монолит?
Остров Троицы, все та же река Охта и тот же Беломосркий район. Здесь произрастает священная Ель , посаженная еще в 14 веке. Ее ствол в диаметре достигает 4 метров. От этого дерева с помощью многочисленных сейдов словно кто-то обозначил таинственный путь к неисследованному, окруженному непроходимыми болотами озеру с не менее загадочным названием "Карма". Оно наверняка хранит в себе не одну тайну из прошлого.
Ольховая глушь, окрестности деревни Леппясюрья (трасса А131 Питкяранта - Суоярви)
Пожар уничтожил произраставшую здесь раньше священную рощу. А теперь всегда дуют ветра, так как ранее в доме на горе проживала колдунья и хозяйка ветров. Более того, это место притягивает к себе молнии, поэтому в округе можно увидеть деревья с сожженными верхушками от ее ударов.
Остров Дивный (250 км от столицы) входит в состав Валаамского архипелага
Судя по названию, на острове действительно происходит что-то необъяснимое: внезапные появления НЛО и "дивных" людей: старцев, карликов. При этом, одни утверждают, что у них внезапно возникает беспричинный страх, переходящий в ужас и желание куда-то бежать. Другие же наоборот, испытывают прилив сил. Но все же, гости надолго на Дивном стараются не задерживаться. Главная достопримечательность острова - кромлех , выложенный тысячелетия назад, представляет собой ряды небольших камней. В 15 веке Валаамские монахи поставили тут крест. Считалось, что наши предки окружали этими постройками какое-то очень важное место.
Лоухский район (600 км. от Петрозаводска), Национальный парк Паанаярви, гора Кивакка
На ее вершину неоднократно пытались установить православный крест, но из-за ветра эти попытки были тщетны. Местные жители уверенны в превосходстве мистических сил. Да и частые свечения из горы только усиливают подобные догадки.
Здесь же, на территории Паанаярви, находится самая высокая точка, крыша Карелии - Гора Нуорунен , высотой в 577 метров. На самой вершине горы вопреки всемирному тяготению балансирует на трех маленьких валунах многотонный сейд.
На оконечность Сапен-горы (165 км от Петрозаводска) в Медвежьегорском районе чаще всех остальных высот низвергаются разряды молний, о чем свидетельствуют деревья со сгоревшими верхушками. По легенде, на нее пролился железный дождь, чтобы люди научились добывать и обрабатывать железо. Может быть, поэтому здесь много залежей железной руды.
В этом же районе в деревне Пегрема , на севере Онежского озера расположен одноименный комплекс площадью в 20 тысяч квадратных метров. В его северной части находится объект поклонения "Утка", символизирующий женское начало, в южной - "Лягушка". Благодаря ей и был обнаружен весь объект. Густая растительность, скрывающая древних идолов, была уничтожена лесным пожаром. Словно кто-то специально открыл это место на всеобщее обозрение. Наши предки считали лягушку символом зла. Именно поэтому вокруг нее проводились обряды, дабы задобрить ее и хоронили знатных представителей племени. Эзотерики съезжаются сюда для проведения различных ритуалов.
Запад Ладожских шхер. Кильпола
На противоположном берегу северной части острова есть заброшенная деревушка, окутанная историями, повествующими о загадочных событиях, начавшихся здесь еще в 19 столетии: острые предметы вдруг в одночасье тупели, внезапно то опускающийся, то рассеивающийся густой туман, лопухи выросли в два раза выше человеческого роста, резко возникшее беспричинное чувство тревоги у местных жителей, отсутствие ночи, миражи в виде городов и дворцов, красные летающие шары. Обходили стороной местные и чащу леса: неведомая сила заставляла их там плутать по нескольку дней, после этого никто больше не видел пропавшего. Укрывались люди и от встречи со странными существами, ведь в противном случае любого, кого коснулся некто, поражала неведомая болезнь и он умирал в муках. Периодически у воды появлялись и исчезали три девятиметровых в диаметре чана, сохраняющимися теплыми даже зимой. Но стоит отметить, что наблюдались и положительные явления. Например, когда человек излечивался от болезни.
Жители до одного покинули "дивное" место, переехав отсюда как можно дальше.

Места силы в Карелии

На этом тайны в Карелии не заканчиваются. Не только острова и горы хранят в себе их. Вот, к примеру, Питкярантский район (200 км от Петрозаводска), озеро Янисъярви оказывает благоприятное воздействие на энергетику человека. Вместе с тем, здесь также появляются огненные шары, возникает свечение в глубине озера, сопровождающееся гулом и вибрацией.
Давно заброшенная деревня Кочкомозеро с несколькими покосившимися и почерневшими домами, двери которых открываются и закрываются какой-то неведомой силой. О ней и свидетельствуют многие эзотерики. Посетителей этих мест не оставлет ощущение того, что за ними кто-то наблюдает.
Сегежский район, Сегозеро (270 км от Петрозаводска) - проклятое место. По свидетельствам старожилов, еще в начале 20 века из Лысой Губы озера внезапно ушла вся вода, а спустя очень короткое время резко хлынула обратно, но уже теплой. Подобные ужасные волны на водоеме очень часты. А начались такие аномалии с того, как в 17 веке в него опустился неопознанный объект, который остается в здешних водах по сей день.
Урозеро (Светлое) (25 км от столицы) наполнено подземной водой прозрачно - голубоватого цвета, сквозь которую можно разглядеть дно. Вода, взятая из этого источника, может храниться достаточно длительное время, предположительно, из-за того, что родники питающие ее, проходят через серебряные рудники.
Странными явлениями славится и Ведлозеро в Пряжинском районе (50 км от столицы) . Это место просто кишит летающими тарелками и светящимися шарами, здесь живет водяной невысокого роста, с крупной головой и тонкими конечностями, и зачастую выпадают осадки в виде студня, заживляющие любые раны.
Олонецкий район, деревня Еройла (150 км от Петрозаводска). Сюда со стороны Новгорода в 12 веке приплыли по реке Олонке два креста. Один остановился у входа в деревню, другой - у ее выхода. Знамение свыше? Позднее здесь были основаны часовенки, которые в начале 20 века были разрушены, и святыни исчезли. С тех пор минуло почти столетие, и один из местных жителей обнаружил у себя во дворе после дождя в кустах один из тех исчезнувших крестов. Сие явление сложно не назвать чудом, поскольку пропажа нашлась к 780-летию крещения Карелии.
Хранит в себе загадку и Ладожское озеро . Между островами Коневец и Валаам из-под его вод исходят звуки, подобные гулу реактивного самолета и длятся они около полутора минут. О баррантидах поговаривают не только местные жители, но и в своих писаниях монахи Валаамского монастыря, а также Александр Дюма свидетельствовали об этом явлении.
На берегу залива Импилахти (180 км от столицы) стоит одноименная деревушка. Когда-то в ней жили двое влюбленных. Родители девушки были против ее избранника и всячески старались разлучить их. Так и случилось: дочь они заперли в доме, а юноша бесследно исчез. Девушка не вынесла таких мук и убежав из дома, сбросилась со скалы. Превратившись в русалку Импи, каждую ночь она выходила на берег и издавала душераздирающие звуки, разносившиеся по всей окрестности. Отсюда и пошло название залива.

Поспешите открыть для себя мистическую и удивительную Карелию! Возможно тогда, Вы сможете убедиться, что многие тайны вовсе не плод фантазий местных жителей!

Самым крупным островом на пути в Кижи является остров Большой Климецкий. Длина его 30 км., а ширина – до 9 км. В конце ХV века на южной оконечности острова новгородским купцом Иоанном Климентовым был основан Климецкий монастырь. По преданию, в 1520 году во время одного из многочисленных путешествий из Великого Новгорода его застала страшная буря, и суда, груженые солью, выбросило на каменистую отмель. Местность оказалась очень живописной и так понравилась купцу, что он впоследствии выбрал ее для устройства здесь монастыря.

В конце ХIХ века остров приобрел широкую известность в России. Именно в этих местах жили известные сказители Т.Г. и И.Т. Рябинины, В.П. Щеголенок, со слов которых П.Н. Рыбников и А.Ф. Гильфердинг записали большое количество, ставших знаменитыми во всем мире, русских былин, сказаний и легенд (в том числе об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеши Поповиче). Сказители с огромным успехом выступали в Москве и Санкт-Петербурге.

Однако, своеобразная «известность» острова связана не только с его историко-культурным прошлым, но и с не менее загадочным настоящим. О том, что на острове с людьми происходят «странные» и таинственные истории – известно издревле, возможно, с тех пор, когда на острове (согласно легендам), сотни лет назад, находилось одно из крупнейших в Карелии языческое капище. Старожилы соседних деревень и случайные очевидцы утверждают, что ночью здесь можно наблюдать самые разнообразные удивительные явления: от «ведьминых огоньков», бегущих по лесным прогалинкам наподобие праздничных гирлянд, до «светящихся полотнищ», различного вида НЛО и призрачных человекоподобных силуэтов, бродящих между деревьями.
Выборочные исследования с помощью биолокационной рамки показывают, что на острове немало мест с мощным энергетическим потенциалом. Как знать, не способен ли он достигнуть в определенных частях острова в определенное время таких величин, что пространство попросту «сворачивается», порождая эффект «замкнутого круга», с которым, возможно, и сталкиваются многочисленные свидетели?


Какие тайны хранит небольшой клочок суши , ставший средоточием загадочных и необъяснимых событий?
Пристальное внимание автора материала остров привлек к себе благодаря одному случаю.
Летом 1973 году Алексей Федорович Пулькин, капитан флота Петрозаводского рыбокомбината, девиатор (кому вопросы ориентации на местности известны лучше, чем многим другим) с группой из нескольких человек прибыл на остров Большой Климецкий на выходные дни порыбачить:

Из Петрозаводска мы пришли на рыболовном судне. На судне был директор нашего предприятия и кой-кто еще из нашего управления. Пятница как раз была, впереди два выходных. На острове есть такое местечко, называется Старый Монастырь, это мы, рыбаки, так называем. Мы вдвоем остались в Старом Монастыре, а судно ушло дальше. Там есть рыбацкий домик, он специально для рыбаков построен, там бригада рыбаков наших жила. Других построек там нет. Через два дня нас должны были забрать, чтобы . На следующий день мы с товарищем разделились: он остался заниматься пойманной рыбой, а я отправился в лес… (полная стенограмма беседы, произведенная в Союзе журналистов Карелии 10 марта 1985 года, находится у автора материала).


Алексей Федорович вышел обратно через…34 дня! Именно столько он вынужденно провел на острове. Его искали всеми возможными способами в течение всего этого времени – безрезультатно, пока он сам – грязный, голодный, исхудавший – не вышел на людей. Алексей Федорович практически все это время находился в сознании, но рассказ его был настолько «странным», что тут же попал в поле зрения соответствующих организаций, а вся эта история была сокрыта. Не знают о ней и поныне.
Как оказалось впоследствии – это далеко не единичная история о «странностях» Большого Климецкого.

Вот вкратце записанный рассказ очевидца – старого рыбака Александра Ефимова, проживающего в одной из деревень - имеющий отношение к острову: «Летом прошлого (2008 г. – А.П.) года я приплыл к острову Большой Климецкий под вечер. Оставив лодку на берегу, неподалеку от песчаной косы, я отправился за дровами, чтобы развести костер. От озера я отошел совсем недалеко и двигался все время прямо в сторону, противоположную моей стоянке. Места эти знаю хорошо, неоднократно здесь бывал, поэтому всегда чувствовал себя спокойно и уверенно.

Хотя к рассказам о «странностях» острова относился с уважением, поскольку поговаривали об этом люди, которых знаю лично и которые никогда не опустились бы до «придуманных глупостей». Со мной ничего подобного здесь никогда не бывало, потому и опасений никаких не было. Так вот, представь, каково же было мое удивление, когда я, набрав дров, вдруг прямо перед собой увидел свой берег и лодку. Впечатление было такое словно, побродив по лесу, я сделал круг и вернулся на прежнее место. Но в том-то и суть, что «круга» никакого я не делал. Это меня озадачило. Я «забыл» про костер и – опять в заросли, но вновь оказался на берегу. Я это «проделывал» пять раз, но с тем же результатом. Самое удивительное, что маленький компас, вделанный в ремешок моих часов, все время показывал правильное направление. Две последние попытки я проделал, специально сверяясь с ним».

ГЕОПАТОГЕННЫЕ МЕСТА

И так, что же мы знаем о геопатогенных зона? Понятие это, правда, называемое в разных местностях по разному, знакомо было еще нашим далеким предкам. Где-то такие места называли “дурным местом” или “несчастливым”. Часто упоминаются “гиблые места”. Это, как правило, место тяжелое, не подходящее для проживания людей, животных и даже растений. В таких местах часто происходят не понятные и не привычные человеку явления. Случаются ситуации явно аномального характера. Что-то из ряда вон выходящее.

В лесах, в таких местах, люди просто пропадают, или в лучшем случае, блуждают по, казалось бы, сто раз пройденным трем соснам. Но и не только в лесах. Порой в чистом поле, человек бродит часами по одному месту и не может увидеть деревни, что в каких-то 500 метрах в стороне. Животные в таких местах ведут себя не адекватно, сильное возбуждение или агрессия без каких-либо внешних раздражителей, явный признак не хорошего места. В городах в местах концентрации отрицательной или положительной энергии обычным явлением становятся автомобильные аварии, самоубийства, частые пожары и другие проблемы техногенного характера. Заметно и сильное воздействие таких зон на поведение и даже здоровье человека. Частые заболевания, особенно связанные с психикой, постоянная утомляемость даже в бездействии, плохое настроение, подавленность. Но стоит такому человеку просто поменять, хотя бы на время, место жительства и все симптомы исчезают. Даже если на другом месте, условия жизни и работы гораздо тяжелее.

Характерны и отклонения в развитии растений в подобных местах. Деревья растут кривые, с сильно переплетенными ветвями, по несколько стволов одновременно. На таких деревьях чаще всего появляются наросты (капы) и “ведьмины метлы”. У ботаников на этот счет есть свои обьяснения, (вирусы, климат, вмешательство человека) но почему в одном месте это явление обычное, но не переходящее определенные границы, а в другом такого не увидишь на десяток километров, обьяснить не могут. Чаще всего, во всяком случае, в широтах Карелии, Мурманской области, эти зоны соотносятся с тектоническими разломами и сдвигами. Здесь они явно выражены и легко сопоставимы с данными о необычных и аномальных явлениях.


Объяснения геопатогенным зонам даются разные. Наиболее вероятное и научно- объяснимое представление о геопатогенных зонах, это выход магнитных полей самой земли. Как и на опыте с обыкновенным магнитом, мы видим наиболее мощные потоки-лучи, так и в случае с нашей планетой. Где-то выброс энергии сильнее, где-то слабее. В зависимости от мощности излучения и формируются геопатогенные зоны. Именно здесь оказывают свое влияние земные плиты, пласты породы и разломы. Вероятно и пустоты, образующиеся в процессе отбора подземных вод, полезных ископаемых, строительстве тоннелей тоже не лучшим образом влияют на концентрацию магнитных полей. А именно облегчают выход лучей, что способствует наибольшей их концентрации.

Касаясь привязанности максимальной концентрации магнитных выбросов в местах тектонических разломов, стоит упомянуть и радиоактивное излучение. Поскольку по линии разлома происходят перемещение земных пластов, то вероятность выноса ближе к поверхности ураносодержащих пород гораздо выше. Что и наблюдается на территории Карелии. В экспедициях по Заонежью, в направлениях запад-восток, приходилось фиксировать некоторое увеличение радиоактивного излучения (не значительного) именно на границах тектонических сдвигов и разломов. А радиация, даже в небольших дозах, при длительном воздействии способна сильно пошатнуть здоровье человека. Пусть даже не в первом поколении. В Петрозаводске есть дома, с фоном от блочных стен, до 40 мкрг. Проверялось современным, военным дозиметрическим оборудованием. Щебень для строительства таких блоков брали из закрытых, в свое время, Советской властью, карьеров. По причине повышенного радиактивного фона. Вот так.

Рассматривать геопатогенные зоны с точки зрения эзотерики не будем. Кому интересно может такую информацию найти на множестве сайтов. Там где нечто необъяснимое преподносят как науку или религию, свои цели. Порой не совсем порядочные. Что касаемо Петрозаводска, то можно привести всего один пример. Смотрите на карте. Собор А.Невского. Стоит именно в наименее благоприятном месте. А вернее в самом плохом. Теперь вспоминайте его историю. И сравните с церковью на Зареке. Она расположена в нейтральной зоне. Как служили в ней, так и служат. И ни каких катаклизмов. И именно в эту церковь ходили и наверно ходят знахарки и, как их называют в простонародье, ведьмы. Так же обратите внимание на место бывшего ОТЗ. Скоро его не станет. Можно объяснить это не способностью или не желанием нынешнего руководства города к умственным упражнениям, но факт остается фактом. Смотрите карту и размышляйте логически.
Но не стоит сразу относить в разряд геопатогенных зон место, где 15 лет назад задавили кошку на дороге. Может она просто не знала правила дорожного движения.

СВЯТЫНИ ВАЛААМСКОГО АРХИПЕЛАГА

О “дивном” острове Валаам, расположившемся в северной части Ладожского озера, слышал наверное каждый. Всем известно, что это – один из древнейших столпов православия на Руси. Валаам часто называют “Северный Афон”. Этом место сосредоточения православной мистики и духовных подвигов. Доподлинно не известно, откуда произошло само название Валаам. По основной версии, оно происходит от финского слова “Valamo” (карельск. Valamoi) и означает “высокая” т.е. горная земля.
По другой – остров назван в честь библейского колдуна и прорицателя Валаама (“בִּלְעָם” или Бил‘ама), из города Птор, нанятого царём Моава Балаком, что бы наложить проклятие на иудеев, готовившихся к вступлению в Землю Обетованную. Как все знают, этот коварный замысел был разрушен ангелом, которого послал к прорицателю, бог Яхве. В результате переговоров, Валаам не только отказался от проклятий евреев, но и благословил их три раза, предсказав им великую победу.
Есть и еще одна версия, самая мистическая. По ней, остров назван в честь древнего языческого бога Вааала или Бааала (ивр.”בעל”). Вообще, словом “Ваал” семитские племена обозначали любое божество, но чаще всего Ваал ассоциируется с верховным божеством в ассиро-вавилонской культуре. Он почитался в Финикии, Ханаане и Карфагене как бог-громовержец, бог-плодородия, бог-войны, неба, солнца и много чего еще. По некоторым сведениям, концепция Ваала, перекочевав в Западный мир, получила новые имена: Зевса – у греков, Юпитера – у римлян, Велеса – у древних славян….

Вкратце, история такова: до прибытия сюда первых христианских монахов здесь располагалось языческое святилище народов, живших как на самом Валааме, так и на берегах Ладоги. В целом, большинство исследователей называют местом, где располагалось древнее капище, вершину Змеиной горы (61°20’54″N; 30°58’34″E). При этом, гора была многократно исследована, и каких либо реальных сооружений, указывающих на это, найдено не было. Кому и как совершались служения также точно не известно. Есть предположение, что это был культ бога Велеса. Пришедшие на острова монахи постепенно начали вытесняли язычников (считается что вытесняли мирно) и стали полноправными хозяевами островов. Как иллюстрация их деятельности, сохранилась финская легенда, по который новоприбывшие христиане сначала обосновались на острове Святой. Затем они обратились к хозяевам выделить под свои нужды землю на основном острове размером с коровью шкуру. Хозяева-язычники посмеяться над ними и согласились. Но монахи, взяв шкуру и нарезали из длинную неё веревку, с помощью которой огородили по периметру самые лучшие угодья. Язычникам не осталось ничего, кроме как покинуть остров…
Любопытно что точной даты появления на острове христиан тоже нет. По легенде, первым увидел остров апостол Андрей и даже водрузил на берегу христианский крест. Следующим этапом освоения Валаама считается прибытие преподобных Сергия и Германа, прибывших “от восточных стран”. По церковной легенде, они были греческими священно иноками. Они пришли с группой последователей сначала в Великий Новгород, а затем получив благословение высадились на Валааме и основали первую обитель. Однако, у историков нет четкого и однозначного ответа когда это произошло. Существуют две основные версии, по первой – это произошло в X веке. Во всяком случае, в житие Святого Авраамия Ростовского, сообщается что в 960 году на острове уже существовал христианский монастырь. Другой древний соборный летописец, сообщает, что перенос мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород был осуществлен 1163 году. Получается, что Валаамский монастырь был основан даже раньше даты официального Крещения Руси!

В чем же причина столь бурной расцветающей на Валаамских островах духовной жизни? Побывав на острове и ощутив его атмосферу, могу поделится своими собственными впечатлениями. Безусловно Валаам это Место Силы, причем очень мощное. С первых минут высадки на острове, мысли обретают упорядоченность и безоговорочную решимость. Сразу внимание акцентируется на действительно важном, а суета и мысленная шелуха сами собой отсеиваются. Душа, как бы “становится на место” и успокаивается. За все время пребывания на острове, я не разу не вспомнил о проблемах и заботах, ждущих меня на материке. Это ли не идеальные условия для духовного роста и саморазвития личности?

Адрес: Республика Карелия. Остров Валаам.
Координаты: 61°23’18″N 30°56’50″E

Пещера Александра Свирского на Святом острове

Святыня православного христианства
Место связанное с деятельностью необычного человека
Энергетически активное место

Остров Святой (фин.”Pyhäsaari”) или как еще часто его называют “Угрюмый”, расположился в в километре от Черного мыса – северо-восточной оконечности Валаама. Его площадь немногим больше 6 гектар, и в данный момент на нем проживают всего несколько монахов, ведущих очень уединенный образ жизни. Попасть на этот остров непросто. Для этого, как минимум, нужно благословение настоятеля монастыря. И дело здесь, не только в том, что администрация монастыря избегает прибытия на Святой остров посторонней публики.
Адрес: Республика Карелия. Валаамский архипелаг. Остров Святой (Угрюмый). 1 км на Восток от мыса Черный Нос.
Координаты: 61°24’40″N 31°3’24″E

Остров Дивный


Энергетически активное место Опасное место

Место появления неопознанных летающих объектов

Совсем недалеко на севере есть земля, где из студеных, прозрачных до глубины озер вырастают отвесные гранитные скалы-исполины, где вековые деревья, причудливо изгибаясь, похожи на лесных духов, где реки имеют норов бурный, а характер рыбный, где деревянные храмы без единого гвоздя соседствуют с наследием древних цивилизаций, где камни лечат от любых недугов и, кажется, можно ощутить саму космическую основу мироздания. Там ночью лисы охотятся на сопках и чешут бока о скалы так, что искры летят на небо, превращаясь в северное сияние. Имя этому миру – Карелия, земля тысячи легенд, сотни озер и множества открытий.
Карелия хороша в любую погоду и время года: зимой здесь передвигаются на снегоходах, покоряя пространство запорошенных снегом лесов, пролетая замерзшие озера, чтобы остановиться на одном из них на подледную рыбалку, или, проехав по Онеге, добраться до острова Кижи, где старинная деревенька и деревянные храмы являются путнику словно живая картинка со страниц детских сказок; можно еще прихватить с собой кайт и отдаться ветру на идеально ровном льду одного из множества карельских озер или испытать восторг скорости, управляя собачьей упряжкой. С приходом весенних ветров, когда Ладога и Онега освобождаются ото льда, водные просторы Карелии покоряют яхтсмены - парусные прогулки по озерным шхерам, небывалой красоты закаты, спининговая рыбалка, сочные ягоды на сопках и грибное изобилие на первом шагу в лес неизменно привлекают в эти края множество путешественников. Для кого-то Карелия это рафтинг по бурным рекам или долгие пешие прогулки от одного завораживающего водопада, до другого, не менее завораживающего, кто-то уверен, что Белое море дарит незабываемый дайвинг, других же привлекает целебная сила шунгитовых Марциальных вод. Православные паломники стремятся в монастырские обители за благословением, а эзотерики выходят на прямую связь с астралом в карельских местах силы. Каждый из них прав по своему, ведь у каждого – своя Карелия.


Карелию с большой натяжкой можно назвать исконно русской землей, хотя славянские племена здесь обитали еще во времена саамов, а кто был до саамов даже лопарским богам известно смутно. Впрочем, это не помешало тем же славянам, к примеру, с незапамятных времен использовать местный аспид-камень, что и молодость возвращал, и раны залечивал, и в кровавой сечи неуязвимым делал. Чудодейственные воды, настоянные на этом камне прабабку Петра Великого от всяких хворей излечили и позволили родить ей основателя династии Романовых, а сам Петр Первый основал санаторий Марциальные воды, во многом потому, что вода на аспид-камне настоянная, лечила раны и «нутряные» болезни солдатские. Только в прошлом веке ученые дали камню известное ныне название «шунгит», а лечебные свойства его до сих пор привлекают в Карелию многих страждущих. Шунгит встречается только в этой местности, по мнению ученых, там, где тысячи лет назад упал метеорит. Мистики считают камень осколком древней планеты, и, без сомнения, этот минерал – одна из множества загадок земли карельской.
На западе центральной Карелии есть небольшое плато, метров 400 в высоту, возвышенность Воттовара, или «ведьмина гора» по местному поверью. Последний пункт цивилизации у горы – деревушка на берегу Поросозера. Говорят, недавно там еще обитал шаман, совершавший в святилище на горе какие-то ритуалы, еще говорят что тех, кто идет на гору, будто леший водит, и люди блуждают в 3-х соснах. Эзотерики относят эту область к энергетическим местам, которых много на нашем севере. На Воттоваре находится одно из скоплений сейдов – так саамы-лопари, населявшие эти земли ранее, называли необычные, выделяющиеся из общего рельефа камни. Камни эти могут стоять по отдельности или группами, часто огромный камень как бы лежит на нескольких малых, или стоит на самом краю пропасти под таким углом, что должен бы упасть, а не падает. Еще могут они иметь форму, схожую с животными или людьми – лопари верили, что в камнях обитает душа – великих охотников, колдунов и богов. Камням молились, покланялись и приносили жертвы. Правда, ученые считают, что камни эти достались лопарям в наследство – а вот от кого, тут мнения расходятся. По одной из версий – сейды дело рук ледника, по другой – это знаки, оставленные могущественной арктической цивилизацией, обитавшей здесь задолго до саамов.

Сейды центральной Карелии ничто в сравнении со скоплениями, обнаруженными на островах Белого моря. Хотя «духи камней» и датируются несколькими тысячами лет до нашей эры, это не мешает местным рассказывать легенды времен хождений шведов на Русь. И нет ничего удивительного в том, что наш народ в сказаниях путает шведов и немцев – так и сложилась легенда про окаменевших немцев, решивших как-то напасть на Соловецкий монастырь, да так и не сумевших выбраться с острова из-за непогоды. Там немцы и окаменели, став сейдами, а остров получил название Большой Немецкий Кузов.
Но если с ледниковым происхождением сейдов еще можно согласиться, то знаменитые лабиринты Соловецких островов определенно рукотворны. Даже далеких от мистики и астральных практик людей, оказавшихся на лабиринтах Соловков на рассвете или закате солнца, именно в этих «косых» солнечных лучах накрывает магией, взаимосвязями всего сущего и приобщенностью к великому - Белое море, солнце у горизонта, долгая яркая пустошь с кольцами каменных загадок и неразгаданная тайна прошлого. Возможно, именно здесь начиналась Гиперборея – родина арийцев, описанная в Ведах и других священных книгах, откуда пошли праотцы мировых цивилизаций. Энтузиасты уже много лет ищут подтверждение этой теории на севере Карелии и Кольского полуострова, а Соловки относят к мировым местам силы, где ощущается энергетика всего сущего.

Не менее загадочны петроглифы на Онеге – изображение людей, птиц и зверей, сцен охоты и рыбалки, выдолбленные в скалистых берегах онежских островов. Паломничество туристов к петроглифам началось не особо давно, хотя местные жители знали об этих странных изображениях издревле. Монахи одной из многочисленных обителей на Онеге считали рисунки порождением нечистой силы, и старались оградить от нее христиан. Потому на некоторых видны кресты, выбитые поверх старого изображения. Прогулку к доисторическим рисункам лучше всего совершить на взятом в аренду катере. Он провезет сквозь живописные, поросшие соснами шхеры Онеги, где можно сделать остановку на рыбную ловлю и поймать настоящий азарт в добыче лосося.

Побывавшие однажды в этом удивительном краю прозрачных озер, скалистых утесов, бурных рек и вековых сосен стремятся обратно всей душой. У карелов есть отличная поговорка: «с окуня улов начинается – лососем заканчивается», вот так и неважно, с чего начнется Карелия для Вас, главное, что она навсегда останется в вашем сердце, открывая все новые и новые сокровища.