Проводка стоячего такелажа бушприта. Бушприт Что такое бушприт на корабле

23.02.2022

- (голланд. boegspriet, от boeg изгиб, искривление, и spriet шест). Мачта, ставящаяся наклонно к передней части корабля. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУШПРИТ бугшприт, наклоненная над носом и… … Словарь иностранных слов русского языка

Горизонтальный или наклонный брус, выступающий с носа парусного судна. Служит для вынесения вперед носовых треугольных парусов (кливеров и стакселей) с целью улучшения маневренных качеств судна и частично для крепления фок мачты. Военно морские… … Морской словарь

БУШПРИТ, бугшприт муж., мор. передняя мачта на судне, лежащая наклонно вперед, за водорез. Продолжение бушприта: утлегарь, а поперечное дерево: блиндарей. Паруса на бушприте треугольные: фор стенги стаксель, кливер и бом кливер. Толковый словарь… … Толковый словарь Даля

Бугшприт, мачта, рангоут Словарь русских синонимов. бушприт сущ., кол во синонимов: 3 бугшприт (1) мачта … Словарь синонимов

- (от англ. bowsprit) горизонтальный или наклонный брус, выступающий за форштевень парусного судна. Служит главным образом для крепления носовых парусов … Большой Энциклопедический словарь

И БУГШПРИТ, бушприта, муж. (от голл. boeg нос корабля и spriet шест) (мор.). Брус, выступающий наклонно впереди носа корабля. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Дерево, выдвинутое за борт в носу судна горизонтально или под некоторым углом. Наибольший угол к горизонту доходит до 35°. Б. бывает или неподвижный, или вдвижной, т. е. такой, которого забортная часть может быть уменьшаема вдвиганием ее внутрь… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

А; м. [голл. boegsprit] Мор. Горизонтальный или наклонный брус, служащий для вынесения вперёд носовых парусов. * * * бушприт (от англ. bowsprit), горизонтальный или наклонный брус, выступающий за форштевень парусного судна. Служит главным образом … Энциклопедический словарь

Бугшприт (англ. bowsprit, голл. boegspriet), выступающий за Форштевень судна горизонтальный или наклонный брус. На парусных судах Б. служит для выноса вперёд носовых парусов (кливеров), благодаря чему увеличивается общая площадь… … Большая советская энциклопедия

М. Горизонтальный или наклонный брус на парусном судне, служащий для вынесения вперёд носовых парусов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Набор "Море Чудес. Корабль-призрак" (147261) , . Вашему вниманию предлагается интерактивный аквариум "Корабль призрак" . В наборе: аквариум, мачта, нос корабля (2 шт.), бушприт, передняя палуба (бак), перила (6 шт.), средняя палуба…
  • Развивающая аудиоэнциклопедия. Корабли. Водный транспорт (аудиокнига MP3) , А. Лукин. Серия "Транспорт" включает четыре диска, послушав которые, дети узнают много нового о самолетах и дирижаблях, автомобилях и велосипедах, кораблях, метро и железной дороге. В этом выпуске: Как…

К мачтам реи подвешиваются при помощи бейфутов, которыэ должны удерживать реи на достаточном расстоянии от мачт, чтобы ванты не мешали их брасопить (поворачивать).

Бейфут, который древние римляне называли aпguiпa, представлял собой пояс, образованный несколькими шлагами троса. Впоследствии этот пояс был заменен деревянными точеными шариками - ракс-клотами, кораллами или патерностерами (четками), насаженными на два или три параллельно идущих троса. Последние удерживались в определенном положении относительно друг друга при помощи вертикальных тоских деревянных пластин - ракс-слизов, поставленных между ракс-клотами. Сами же тросы, пропущенные через ракс-клоты и ракс-слизы.

снимок учебного судна, вид в корму.

Ь - бугель путенс-вант; 7 - эзельгофт; 8 - бизань-гик; 9 - бизань-гафель; 10 -бу-Л^рик-фал; 13 - эренс-бакштаги; 14 - иок гафеля; 15 - обух для блока кормового І^ль для установки нагелей; 20 - бугель с обухами для топенантов бизань-гика; 21 -» " - скобы; 25 - шкоты бизань-гнка.

назывались ракс-тросами или ракс-бастардами, а трос, охватывающий рей и прижимавший его к мачте, в Италии называли drossa (рис, 298, а-Ь). Существовали различные типы тросовых бейфутов или ракс-бугелей.

У нижних реев и марса-реев ракс-бугель был образован тремя Рядами ракс-тросов с клотами (рис. 298, с). Средний ракс-трос


Рис. 297 Бизань-гик и гафель стальной мачты современного парус* ного судна.

I ее, нижняя мачта; 2 »- стеньга; 3 марс; 4 - путенс-ванты; 5 -. топ мач-ты; 6 шпор стеньгн; 7 шкнв-гат со шкивом для стень-вынтрепа; 8 - эзельгофт; 9 - бугель путено-вант; 10 «» бугель для штыря (болта) пятки га-4еля; И - оковка гафеля со штырем; 12 - бугель о обухом для крепления блока талей дирик-фала; 13 ~ бугель с обухами для крепления коренных концов дирнк-фала и эренс-бакштагов; 14 - шкив для проводки трисель-фала; 13 - нок гафеля; 16 - обух для блока флага; 17 - штырь; 18 ~ бугель для штыря пятки гнка; 19 - гафель; 20 - бизань-гик; 21 - бугель с обухом н погон для гнка-шкотов; 22 - бугель для гика-топенантов; 23 деревянный бугель для установки нагелей.

на концах имел по коушу, а крайние - по одному кренгельсу. Ракс-бугель устанавливали так, чтобы он огибал кормовую сторону мачтьі, как повязкой, а свободные концы крайних ракс-тросов, пропущенные через соответствующие коуши и кренгельсы, крепили на середине рея ^.

Через юферс (юферсом называют деревянный блок без шкивов, в котором просверлены два или три отверстия для проводки соответствующего такелажа), установленный в середине бейфута.


Рис. 298. Ракс-бугели (тросовые бейфуты) старинных судов: а - с тремя рядами клотов; b ^- є двумя рядами клотов; с - нижнего рея; d - английского типа; е - брам-рея; f - бастард рю галеры.

1 - ракс-клоты; 2 «» рако-олизы; 3 « рако-трооы; і «■ конца рако-трооов;- 5 - креи" гельо; 6 е. коуш.

были пропущены два конца - фал и нирал ракс-бугеля. Они помогали управлять ракс-бугелем при спуске и подъеме рея (рис. 299).

Так как нижние реи опускали и поднимали редко, то в XVIII в. ракс-бугель был заменен более простым бугелем английского типа (см. рис. 298, d). Он состоял из троса, обмотанного шкимушгаром и обшитого кожей, на одном конце которого находился кренгельс. Ракс-бугель охватывал мачту, а ракс-трос, огибая рей и мачту, проходил через кренгельс и спускался вниз справа от мачты.

На конце троса находился блок, который вместе с другим блоком, установленным у пяртнерса мачты, образовывал тали. Эти ракс-тали, или бейфут-тали, служили для набивания и по-травливания ракс-бугеля. Дополнительно заводили еще один трос, который огибал рей и мачту и набивался с помощью других

^ При такой проводке ракс-бугель нельзя было растравливать при спуске или подъеме рея.

талей, поставленных с противоположной стороны мачты. Английский ракс-бугель имел фал и нирал (рис. 300).

Ракс-бугель брам-реев был почти таким же, как бугели нижних реев: на нем было два ракс-троса с клотами. Оба ракс-троса были соединены с одной стороны и образовывали кренгельс. Ракс-бугель огибал мачту, затем ракс-тросы двумя-тремя шлагами охватывали рей, и, пройдя через кренгельс, крепились. Такой ракс-бугель применяли на нижних реях и марса-реях небольших судов (см. рис. 298, е).

Ракс-бугель бизань-рю также состоял из двух ракс-тросов с клотами. С одной

Рис. 299. Ракс-бугель нижнего рея.

I - ракс-бугель; 2 - мачта; .5 - рей; 4 - фал ракс-бугеля; 5 - нн-рал ракс-бугеля.

Рис 300. Ракс-бугель английского типа на нижней мачте.

1 - ракс-бугель; 2 - мачта; 3-рей; 4 - фал ракс-бугеля; 5 - ннрал ракс-бугеля; 6 -■ бастард-блок) 7 - тали ракс-бугеля; 8 - вторые талн.

стороны оба ракс-троса сплетались в один конец и крепились на юферсе, а с другой - они огибали рей» проходили через упомянутый юферс и крепились на двухшкивном блоке (рис. 301). Другой блок находился у мачты на шканцах и вместе с первым образовывал ракс-тали.

Ракс-бугели блинда-рея и бом-блинда-рея представляли собой особые тросовые стропы (рис. 302). Ракс-бугели на галерах - бастарды - состояли из трех ракс-тросов с клотами, но без раке-слизов (см. рис 29в, 1).

В XIX в. в изготовление ракс-бугелей постепенно вводят различные новшества, но до конца столетия применяют в основном простые бугели.

На современных парусных судах бейфуты нижних реев могут быть разного типа.

Бейфут со стропами из цепей - цепной бейфут (рис. 303) - по проводке почти полностью повторяет упрощенный тросовый ракс-бугель.

Железный бейфут состоит из бугеля, закрепленного на мачте ниже чиксов, который с помощью вертлюга со штырем и рого-образной соединительной планки соединен с двумя бугелями, установленными на рее. Сам рей висит на особой цепи - борге, один конец которой крепится посредине рея на бугеле, а второй - под салингом (рис. 304). На стальных мачтах применяют только металлические бейфуты (рис. 305).

Бейфутов марса-реев насчитывается пять типов. Первый тип - простой марса-б< й-


Рис. 301. Ракс-бугель бизань-рю.

Рис. 302. Ракс-бугель блинда-рея и бом-блинда-рея.

фут - состоит из двух стропов, соединенных друг с другом, оклетневанных шкимушгаром и обшитых кожей. Он может быть выполнен из стальных концов или цепей (рис. 306, а).

Марса-бейфут второго типа состоит нз одного ряда ракс-клотов, насаженных на растительный или стальной трос и отделенных друг от друга попарно ракс-слизами.


Рис. 303. Цепной бейфут.

1 <- рей; 2 - цепной бейфут; 3 <- скоба для крепления борга; 4 леер; 5 перты; 6 блоки фала рея; 7 - обухи; 8 - оодперткя.


Рис. 304. Железные бейфуты нижних реев и нижних марса-реев.

1 - нижняя мачта; 2 - стеньга; 3 - топ мачты; 4 - шпор стеньгн; 5 - шлагтов; 6 лонга-салинги; 7 - марс; 8 - путено-ванты; 9 - бугель путенс-вант; 10 «. скоба бу-геля; И - чиксы; 12 - юферсы путенс-вант для крепления стень-вант; 13эзельгофт с отверстием для штыря бейфута марса-рея; 14 - бейфут марса-рея; 15 - опорная стойка рея, заменяющая борг; 16 -= бейфут нижнего рея; 17 - бугель бейфута на мачте; 18 - бугели бейфута на нижнем рее; 19 =. бугель о обухом для крепления борга; 20 ^ борг.

Третий ТИП С шарнирной наметкой представляет собой деревянную наделку - ракс-кламп, укрепленную на задней стороне рея, с полукруглым гнездом для мачты в середине. Гнездо закрывается полукруглой железной наметкой со штырем. Эта наметка может состоять и из клотов (рис. 307, Ь).


Рис. 305, Бейфут нижнего рея на металлической мачте (вид сбоку и сверху).

Рис. 306. Бейфуты марса-реев: а - простой бейфут.

I - рей; 2 - мачта; 3 »« бейфут;

b - бейфут с шарнирной наметкой.

1 - «рако-кламп»; 2 - бугели; 3 - рей; 4 - леер для крепления верхней шкаторины паруса; 5 - леер для подвязывания подпертков; б - железная наметка;

с - бейфут с «муфтой» для верхнего марса-рея.

1 - рей; 2 - мачта; 3 ш деревянная муфта; 4 п. железная обойма; 5 - соединительная планка бейфута; 6 - бугели бейфута на рее.


Четвертый тип - бейфут с муфтой - в основном применяется для верхних марса-реев, если на судне имеются двойные марсели (нижний и верхний). Муфта состоит из двух половинок цилиндра нз твердого дерева, охватывающих мачту и заключенных в железную обойму, которая через вертлюг соединяется с бугелями, надетыми на рей. Муфта может быть и металлической, в этом слу-


чае ее изнутри общивают кожей, что облегчает скольжение вдоль мачты. Бейфут этого типа вытеснил предыдущие (рис. 306, с).

Бейфут пятого типа представляет собой консолеобразную оковку. Он вращается вокруг щтыря, установленного на передней стороне эзельгофта. При этом вместо цепного борга применяется металлическая опорная стойка, которая устанавливается под бейфутом и опирается на марс (см. рис. 304).

"а кой бейфут ставят на нижних марса-реях и нижних брам-реях.

На брам- и бом-брам-реях устанавливаютлибо простой бейфут из двух стропов, обшитых кожей, либо бейфут с ракс-клампом и металлической наметкой или поясом из клотов (см. рис. 306, Ь и 307).

Бейфут гафеля. К усам пятки гафеля, которые охватывают мачту или трисель-мачту, крепят бейфут, образованный рядом клотов без ракс-слизов. Такой бейфут позволяет гафелю перемещаться вдоль мачты и поворачиваться.

Бейфут бизань-гика. Кроме бейфута, аналогичного бейфуту гафеля, шпор гика может иметь металлическую оковку со штырем, позволяющую ему поворачиваться (см. рис. 296 и 297).

Величественно рассекающего морские волны - поистине завораживающее зрелище. Сейчас увидеть его воочию можно, разве что на параде парусных кораблей в Амстердаме, проходящего раз в пять лет. Несколько столетий назад наблюдать за парусником было привычным делом среди прибрежных жителей. Чем массивнее корабль, тем большее количество парусов необходимо для его быстрого и плавного хода. У парусника сложная конструкция, и каждая мачта на нем имеет свое предназначение. Рассмотреть строение парусного корабля можно с самой передовой его детали.

Брус в авангарде парусника

В дословном переводе с голландского языка бушприт - это "наклонный шест". Конструкция представляет собой вынесенный вперед носовой брус парусного судна. Иными словами, бушприт - это рангоутный брус, являющийся продолжением носа корабля и выступающий за форштевень. Он играет роль передней мачты и устанавливается наклонно под углом 30-36 градусов. Изначально он состоял из одной секции. В последствии на больших кораблях он стал составным: в качестве его продолжения устанавливался утлегарь, а за ним следовал бом-утлегарь. Как у любой мачты, заднее основание бушприта называется шпор. Передний конец именуется ноком, как у гика, гафеля или рея.

Предназначение конструкции

Основной целью бушприта является вынос вперед передних косых треугольных парусов - кливеров. За счет данной конструкции увеличивается парусная площадь корабля, что способствует лучшей управляемости и более высокой маневренности. Кроме того, бушприт частично используется для крепления фок-мачты. На этом функции его не заканчиваются, т.к. он также необходим для крепления и подъема носового якоря. Таким образом, бушприт корабля - это многофункциональная мачта плавательного средства.

Размеры передней мачты

Для кораблей разного профиля длина бушприта была различной. Как правило, на купеческих судах длина передней мачты была равна трем пятым длины грот-мачты. На кораблях, предназначенных для ведения морского боя, длина его приравнивалась к восьми девятым длины фок-мачты. В диаметре носовой брус был сопоставим с диаметрами фок- и грот-мачт средних размеров. При этом толщина бушприта уменьшалась от основания к ноку почти в два раза.

Иногда нос корабля украшался гальюнной (или носовой) фигурой, которая обычно располагалась над бушпритом и изображала, чаще всего, русалку, привлекательную девушку или голову льва. Примечательно, что с другой стороны на том же свесе размещались уборные для экипажа.

Бушприт

дерево, выдвинутое за борт в носу судна горизонтально или под некоторым углом. Наибольший угол к горизонту доходит до 35°. Б. бывает или неподвижный, или вдвижной, т. е. такой, которого забортная часть может быть уменьшаема вдвиганием ее внутрь судна (снасть, служащая для этой цели, называется Б.-выстрел), или уборный, т. е. поднимаемый кверху, для свободного действия тараном на броненосцах. Конец Б., входящий в судно, называется шпором и утверждается в особенно сделанном месте, называемом партнерсом; другой же конец называется топом и на него надевают эзельгофт.

1. Бушприт. 2. Бушпритный эзельгофт. 3. Утлегар. 4. Форштевень. 5. Натяжной бугель. 6. Скоба. 7. Ватер-бакштаги. 8. Ватер-штаги. 9. Фок-штаги. 10. Откидной бугель. 11. Шпор утлегар.

Б., как и мачты, делают из смолистых хвойных пород леса; на больших судах Б. не однодеревка, а составной, преимущественно из 4 штук, скрепляемых бугелями и болтами (см. Мачты). Б. служит для удаления некоторой части парусности от центра тяжести корабля, и дает возможность этим увеличить вращательную силу передних косых парусов; кроме того, Б. служит для поддержки фок-мачты спереди, для чего его усиленно скрепляют с форштевнем.

Б. в счет мачт не идет; так, двухмачтовый корабль имеет две вертикальные мачты и Б.; трехмачтовый - три мачты и Б. и т. д. Б. ставится на место или краном, или же стрелами и утверждается в своем положении ватер-вулингами, скобами или обоймами, ватер-штагами и ватер-бакштагами. При определении уклона Б. принимают во внимание место общего центра парусности. С увеличением уклона Б. центр парусности приближается к носу, что, содействуя рулю, особенно выгодно во время свежих ветров, при которых большая часть судов носит руль на ветре и тем уменьшает ход. На Б. поднимаются фок-стаксель и фор-стеньги-стаксель. Оба эти паруса уравновешивают действие задних парусов и служат для уклонения носа судна под ветер.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Бушприт" в других словарях:

    Судна Falls of Clyde Бушприт, бугшприт (нидерл. boegspriet (от boeg нос и spriet пика, в … Википедия

    - (голланд. boegspriet, от boeg изгиб, искривление, и spriet шест). Мачта, ставящаяся наклонно к передней части корабля. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУШПРИТ бугшприт, наклоненная над носом и… … Словарь иностранных слов русского языка

    Горизонтальный или наклонный брус, выступающий с носа парусного судна. Служит для вынесения вперед носовых треугольных парусов (кливеров и стакселей) с целью улучшения маневренных качеств судна и частично для крепления фок мачты. Военно морские… … Морской словарь

    БУШПРИТ, бугшприт муж., мор. передняя мачта на судне, лежащая наклонно вперед, за водорез. Продолжение бушприта: утлегарь, а поперечное дерево: блиндарей. Паруса на бушприте треугольные: фор стенги стаксель, кливер и бом кливер. Толковый словарь… … Толковый словарь Даля

    Бугшприт, мачта, рангоут Словарь русских синонимов. бушприт сущ., кол во синонимов: 3 бугшприт (1) мачта … Словарь синонимов

    - (от англ. bowsprit) горизонтальный или наклонный брус, выступающий за форштевень парусного судна. Служит главным образом для крепления носовых парусов … Большой Энциклопедический словарь

    И БУГШПРИТ, бушприта, муж. (от голл. boeg нос корабля и spriet шест) (мор.). Брус, выступающий наклонно впереди носа корабля. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    А; м. [голл. boegsprit] Мор. Горизонтальный или наклонный брус, служащий для вынесения вперёд носовых парусов. * * * бушприт (от англ. bowsprit), горизонтальный или наклонный брус, выступающий за форштевень парусного судна. Служит главным образом … Энциклопедический словарь

    Бугшприт (англ. bowsprit, голл. boegspriet), выступающий за Форштевень судна горизонтальный или наклонный брус. На парусных судах Б. служит для выноса вперёд носовых парусов (кливеров), благодаря чему увеличивается общая площадь… … Большая советская энциклопедия

    М. Горизонтальный или наклонный брус на парусном судне, служащий для вынесения вперёд носовых парусов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Набор "Море Чудес. Корабль-призрак" (147261) , . Вашему вниманию предлагается интерактивный аквариум "Корабль призрак" . В наборе: аквариум, мачта, нос корабля (2 шт.), бушприт, передняя палуба (бак), перила (6 шт.), средняя палуба…

Основные части палубы и надстроек парусного судна (начиная с
носа), сформировавшиеся в парусном флоте:

гальюн – ? свес в носовой части парусного судна, на котором устанавливалось носовое украшение, а по бортам? отхожие места для эки-
пажа (в настоящее время все туалеты на кораблях и судах, независимо от расположения, называются гальюнами);

бак -? надстройка в носовой оконечности судна, начинающаяся от форштевня, служащая для защиты палубы от заливания на встречной
волне, для размещения служебных помещений (малярной, шкиперской
и др.). Такая частично утопленная в корпусе судна надстройка (обычно на половину высоты) называется полубаком;

шкафут ?- часть верхней палубы от фок-мачты (первой от носа), или от носовой надстройки до грот-мачты (второй от носа), или кормовой надстройки;

квартердек (шканцы) ?- кормовой верхний участок палубы, приподнятый уступом, где располагались все средства управления парусным судном;

ют ?- часть палубы между бизань-мачтой (третья кормовая мачта) и кормовым флагштоком.

XV?-XVI веках на судах устанавливали и четвертую кормовую мачту, которую англичане называли бонавентур ? мачтой, а итальянцы? пало .

Сильно наклоненная носовая мачта называется бушприт , угол его наклона к горизонту ныне около 20°, на старинных судах и галионах примерно 36°.

На мачтах размещались паруса, которые обеспечивали приведение судна в движение. Состояли паруса из нескольких сшитых полотнищ из специальной льняной ткани? парусины.

Есть два главных типа парусов?- прямые и косые . Прямые паруса несут на реях, косые -? на штагах (стаксели ) и на гафелях (трисели ).

Кромки парусов, называемые шкаторинами , для крепости обшивают специальным канатом, он назывался ликтросом . В связи с большим числом разных парусов, такелажа и снастей существуют специальные их названия, которые составляют своего рода морскую специфику и предмет особой гордости настоящих моряков.

Представление о парусах судов XVIII века дает рис. 9.8, на котором показан трехмачтовый корабль 1-го ранга с полным вооружением. Такие корабли несли следующие паруса.

Прямые паруса (названия указаны на рисунке цифрами по порядку снизу вверх):

на бушприте блинд (1) и бовен-блинд (2); на фок-мачте? фок (3), фор-марсель (4), фор-брамсель (5); на грот-мачте? грот (6), грот-марсель (7), грот-брамсель (8); на бизань-мачте?- крюйс-марсель (9), крюйс-брамсель (10). Косые паруса: на бушприте?фор- или фок-стаксель (11), фор-стень-стаксель (12), кливер (13); между фок- и грот-мачтами? грот-стаксель (только на судах с количеством пушек меньше 50), грот-стень-стаксель (14), мидель-стаксель (15), грот-брам-стаксель (16), грот-бом-брам-стаксель; между грот- и бизань-мачтами?бизань-стаксель или апсель (17), крюйс-стень-стаксель (18), крюйс-брам-стаксель (19); на бизань-мачте? бизань (20).

При благоприятной погоде для повышения скорости кроме основных прямых парусов ставились и дополнительные?- лисели :

на фок- и грот-мачтах? ундер- и марса-лисели. К концу века начали применять и брам-лисели.

Следует отметить, что парусное вооружение весьма разнообразно, зависит от типа судна и периода развития судостроения.

Размещение вооружения, балласта и провизии на парусных судах было строго регламентировано, что являлось результатом долгой проверки временем.

Загрузка парусного судна в XVIII веке осуществлялась следующим образом (рис. 9.9). В нижней части корпуса в так называемом водном трюме располагался чугунный балласт. Это были чугунные бруски весом 8 и 2,4 пуда*), которые укладывали, плотно прижимая друг к другу, от одного борта к другому. Причем в районе грот-мачты, в центре тяжести судна, размещалось наибольшее количество брусков. Для предотвращения перекатывания балласта из стороны в сторону во время качки трюм делили на продольные отсеки, которые назывались банками. После того как чугунный балласт засыпался мелким камнем, на него ставили пустые бочки для воды. При этом самые крупные бочки в нижнем ряду плотно приставляли друг к другу и до половины зарывали в каменный балласт. После укладки нижнего слоя (лага, отсюда морской термин “встать лагом”, т. е. бортом) бочки, начиная со средней, расположенной в диаметральной плоскости судна, наполняли водой из шланга. Средний лаг бочек меньшего размера помещали на нижний слой.

Для работы матросов в трюме над бочками оставляли пространство около одного метра. Пустоты между бочками заполняли дровами. В некоторых бочках хранилась провизия (вино, масло, солонина).

Скапливающуюся на дне трюма воду выкачивали за борт с помощью помп, установленных возле грот-мачты. Для предохранения помп от засорения и повреждения от самого днища до нижнего дека вокруг грот-мачты сооружался специальный ящик, который назывался льяло или вель.

Для размещения всего сухого провианта (кулей с мукой, солью, крупою) и хозяйства кока (котлов, тарелок, чарок, весов) под нижней палубой на всю ширину корабля на расстоянии 1,9 м делали помост
(кубрик).

Пространство под кубриком (трюм) делилось поперечными переборками на ряд крупных отсеков: в центральной части судна? водяной трюм, носовая (большая) и кормовая (малая) крюйт-камеры.
Крюйт-камеры предназначались для хранения пороха в бочках, которые плотно укладывались на стеллажах. Порох насыпался в картузы*) на специально отведенных местах.

В капитанском и офицерском погребах, которые размещались перед кормовой крюйт-камерой, хранили провизию. Дно этих погребов засыпали песком. В них также были специальные отделения для бомб
и гранат. Артиллерийские принадлежности и припасы (рога, кокоры, кожи и зажигательные трубки) раскладывались над крюйт-камерами. Около выхода из крюйт-камеры размещались каюты шкиперов. Здесь же хранились парусина, тенты, парусные нитки, лини, свайки, молотки и другие судовые принадлежности.

Галереи вдоль бортов кубрика использовались плотниками и конопатчиками для заделки пробоин во время сражений.

Для больных и раненых предназначалась средняя часть кубрика, как место с наименьшим воздействием качки.

Матросы, канониры и солдаты жили на нижней палубе, ближе к носовой части судна. Тут же находились якорные клюзы. В месте втягивания якорных канатов располагался клюзбак для хранения якорной цепи или каната. Клюзбак назначался для предотвращения растекания воды по судну при выборе якоря, он хорошо проконопачивался и просмаливался, имел шпигаты для стока воды.

Артиллерийские офицеры и штурманы жили в каюте за грот-мачтой. Рядом располагалась корабельная канцелярия. Неподалеку хранилось абордажное оружие (мушкеты, пистолеты, пики и т. д.). Перед бизань-мачтой отводилось специальное место для ружей.

Для выборки якорей использовался большой шпиль, который находился между грот- и бизань-мачтой. Он имел два барабана: один?на первой, а другой на второй батарейной палубе. Для подъема тяже-
стей применялся малый шпиль, который размещался на верхней палубе между фок- и грот-мачтами.

Капитан-лейтенанты и лейтенанты занимали кают-компанию, которая размещалась в кормовой части корабля на верхней палубе (опердеке). Мичманы и гардемарины жили под шканцами.

На шканцах (квартердеке) размещался судовой компас в нактоузе. На верхней палубе между фок- и грот-мачтой находились ростры?подставки для шлюпок и запасного рангоута. Капитанская каюта рас-
полагалась в корме корабля.

Судовой священник жил в каюте по правому борту.

Камбуз (кухня на корабле) находился в носовой части под баком.

Впереди него с одного борта размещался судовой лазарет, а с другого крепился фитиль и устанавливалась бочка с водой.

На верхней палубе между малым и большим шпилями во время плавания размещались загородки и клетки для кур, уток, гусей, свиней и телят.

На кораблях работорговцев (в средней части) при приеме на борт “живого товара” на палубу опускались верхние реи и брам-стенги, которые закреплялись на высоте 2,5-?3,0 м. Таким же образом по бортам корабля на уровне поручня укреплялись бревна. На получившуюся раму набивали доски. Так вся верхняя палуба оказывалась под решеткой с отверстиями около 30 см. Сверху для защиты от солнца сооружение покрывалось бамбуковыми матами. Поступающие на корабль рабы не могли выпрыгнуть за борт: часть палубы, где они находились, отгораживалась стеной из толстых деревянных досок? “баррикадой”.

Вокруг всего корабля по бортам внутри натягивались сетки, в которых хранились в свернутом состоянии катки -? личные вещи команды. Во время боя они защищали личный состав от картечи и пуль врага.

Особого внимания заслуживает размещение артиллерии на парусных кораблях военно-морских флотов. На нижней палубе?- гондеке располагались самые тяжелые орудия, пушки среднего калибра?- на верхней палубе, а самые мелкие -? на шканцах и баке. Такое расположение диктовалось стремлением лучше обеспечить остойчивость судна.

Пушки устанавливались на лафеты (рис. 9.10) и вместе с ними крепились толстыми (5?-8 дюймов) просмоленными канатами (брюками) в 2,5 длины пушки, соединенными с бортовыми рымами (кольцами). Под
орудийными лафетами находились ломы и ганшпуги (деревянные рычаги для изменения прицела пушек при стрельбе), а под пушками? банники (в виде ерша? для чистки канала ствола), прибойники (для досылки заряда до места) и пыжевики (похожие на штопор приспособления для удаления остатков пыжа). Рядом с пушкой в кольцах из толстого каната (кранцах), не позволявших ядрам раскатываться по палубе, находилась часть ядер. Для защиты палубы от повреждений, под ядра “подстилали” деревянные подушки с выемками. Остальная часть ядер размещалась посередине палубы и вокруг люков трюмов. Хранили ядра в ящиках, расположенных в трюме около грот-мачты.

Особое внимание уделялось креплению орудий по-походному (рис. 9.11). Это не удивительно, ибо масса пушек достигала 500 кг. Легко представить, что могла наделать такая масса, движущаяся по палубе при качке судна. Следует отметить, что и прочные связи орудийных палуб делались больших размеров (рис. 9.12).

Среди конструктивных особенностей парусных судов (их появление относится к XIX в.) специалисты отмечают замену рычажных систем рулевого управления с кольдерштоком на более современные со штурвальным колесом (штурвалом) . Именно с тех пор штурвал стал одним из символов морской профессии.

Конструкции рулевого привода с кольдерштоком и штурвалом с тросовой проводкой (которая называется штуртросовой) приведены на рис. 9.13. Штуртросовая проводка позволила существенно увеличить угол отклонения пера руля (до 15° против прежних 5°), что улучшило маневренность парусных кораблей.

Надо сказать, что не только внутренним конструкциям уделялось внимание при строительстве парусного корабля. В рассматриваемый период у кораблестроителей внешний вид считался не менее важным. Каждое судно было сооружением индивидуального производства, и
судостроители старались придать ему черты произведения корабельного искусства.

Резные скульптурные изображения религиозного и мифологического содержания, орнаменты и позолота? все шло на убранство корабля. Особенно много украшений было на носу и в корме. Представление о декоре такого рода дает рис. 9.14.

В последующий период развития парусного флота (конец XVIII ?первая половина XIX в.) художественное оформление кораблей становится более скромным; скульптуры, барельефы с кормы практически исчезают, остаются лишь носовые резные фигуры. С приходом металла и пара судостроители полностью отказываются от такого рода украшения корпуса.