Дворец потала ударение. Дворец потала в лхасе

13.10.2021

В городе Лхасе в Тибете - царский дворец и буддийский храмовый комплекс, являлся основной резиденцией Далай-ламы.
Вплоть до бегства Далай-ламы XIV в Дармасалу (Индия) после вторжения Китая в Тибет в 1959.
Располжен на высоком холме, господствующем над городом. Общая площаль дворцового комплекса составляет 360 тыс. кв. м.



Сейчас дворец Потала является музеем, активно посещаемым туристами, оставаясь местом паломничества буддистов и продолжая использоваться в буддийских ритуалах.
Ввиду огромной культурной, религиозной, художественной и исторической значимости, внесён в 1994 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Название «Потала» происходит от слова, которое на санскрите означает «гора Будды». На этом месте в VII веке нашей эры стоял дворец Сонг-стена Гампу, посвященный буддистскому правителю Тибета.



Потала расположена на 3700 метрах над уровнем моря, ее высота составляет 115 метров, разделенных на 13 этажей, общая площадь которых более 130 000 квадратных метров. Нет точных данных о том, сколько же в Потале комнат и залов. Их число составляет "где-то более тысячи", и найдется совсем немного людей, которые смогли обойти их все.



Дворец в его современном виде начал строиться в 1645 по инициативе Далай-ламы V. В 1648 был завершён Белый дворец (Потранг Карпо), и Потала стала использоваться как зимняя резиденция далай-лам. Красный дворец (Потранг Марпо) был достроен между 1690 и 1694.



Дворец находится на высоте 3 700 м на Красном холме (Марпо Ри) посредине лхасской долины. Из-за террас, площадок на крышах и храмов, он не производит впечатления крепости (дзонга). Общий вид дворца, растянувшегося на горном хребте, с башнями, стенами, лестницами, храмами и пристройками, представляет собой уникальное художественное решение, его величественность и красота ценятся буддистами, архитекторами и художниками, поражают путешественников.
Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору - ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды.



Чтобы попасть внутрь дворца, по форме напоминающего усеченную пирамиду или трапецию, нужно пройти по широкой площади, расположенной со всех сторон здания. Только пройдя через них можно подойти к склону, по всей поверхности которого разбросано множество зигзагообразных лестниц, соединяющих все части дворца.



Белый дворец состоит из большого восточного павильона, солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника Далай-ламы, и служебных помещений правительства. Большой восточный павильон использовался для официальных церемоний, в Солнечном павильоне Далай-лама собственно жил и работал, читал священные тексты, занимался управлением.



Красный дворец служил в большей степени местом молитв и религиозных ритуалов, в нём находятся павильоны. Большое значение имеют восемь мемориальных ступ,в том числе Пятого и Тринадцатого Далай-лам.



Помимо ступ, дворец состоит из вереницы больших и малых залов (храмов), посвящённых буддам, боддхисатвам, далай-ламам, а также для аудиенций и церемоний. В залах выставлены драгоценности и реликвии - пространственные мандалы для созерцания, поминальные ступы, статуи далай-лам и учителей, статуи божеств и йидамов, книги, ритуальные предметы, сложная система росписи на стенах.


Отрывок из книги Его Святейшества Далай-ламы XIV "Моя страна и мой народ"

"Говорят, это одно из самых больших зданий в мире. Даже если ты живёшь там в течение многих лет, все секреты этого здания узнать невозможно. Оно полностью покрывает верхнюю часть холма. Это целый город.



Однако помимо того, что здание это использовалось как офис, храм, школа и жилище, Потала также была и громадным складом. Здесь были комнаты, наполненные тысячами бесценных свитков-икон, тханок. Некоторые из них были написаны тысячу лет назад. Были комнаты, наполненные золотыми регалиями древних царей Тибета, также имевшими возраст более 1000 лет, и различными дарами, полученными от китайских и монгольских императоров, а также сокровищами Далай-лам, которые правили страной после царей. Здесь же хранились доспехи и оружие периода всей тибетской истории.


В библиотеках находились летописи тибетской культуры и религии, около семи тысяч громадных томов. Некоторые, как говорят, весили около 80 фунтов, а иные были написаны на пальмовых листьях, привезённых из Индии 1000 лет назад. Две тысячи просветляющих томов священных писаний были написаны чернилами, составленными из порошков золота, серебра, железа, меди, перламутра, лазурита и коралла. Каждая строка была написана чернилами другого цвета."


Одной из главных достопримечательностей дворца является множество фресок, изображающие различные бытовые и ритуальные сюжеты. Некоторые из фресок долгое время не были доступны для широкого просмотра. Только в конце 90-ых они были вывешены в залах, и теперь их могут увидеть все паломники и туристы, пришедшие в Поталу.
Многие из фресок изображают двенадцатирукого бога Авалокитершвары и его супруги богини Тары. Дело в том, что именно эти божества считаются главными покровителями Тибета. Для изготовления этих фресок тибетские мастера использовали агат, янтарь, золотой и серебряный порошок






Дворец Потала высится на фоне горного хребта, что с юга надвигается на город . Дворец стоит на Красном холме (Марпо Ри) посредине долины, он - только часть громадного укрепленного комплекса, включающего еще и огороженную прямоугольную территорию у подножия горы.
Главная и центральная часть комплекса представлена Белым дворцом (Потранг Карпо) на востоке и Красным (Потранг Марпо) - на западе.
Дворец Потала создан как символ тибетской государственности. Это произошло в те времена, когда страну вновь сплотило управление буддистских далай-лам.
Чтобы окончательно возвысить над всеми смертными и без того высокий храм-дворец, находящийся еще и высоко в горах, он назван в честь принадлежавшего покровителю Тибета, буддийскому божеству Авалокитешваре, мифического дворца на юге Индии, стоявшего на вершине горы, на побережье Индийского океана (в китайском буддизме - рай Путо на острове в Восточно-Китайском море). Согласно буддийской мифологии, Потала - это рай, где живут бодхисатвы Авалокитешвара и Тара.

История

Тибетский храм-дворец Потала построен на месте огромного (более 1000 комнат) дворца царя Ярлунгской династии Тибета Сонгцэна Гампо, правившего в 604-650 гг. и принесшего буддизм народу Тибета. Сегодня посетителям Поталы показывают пещеру Чогьял Друпук, в которой медитировал царь Сонгцэн Гампо, и зал Пхакра Лхакханг как уцелевшие фрагменты того древнего дворцового комплекса. Сонгцэн Гампо считался реинкарнацией Авалокитешвары.
Идейный вдохновитель и инициатор начала строительства Поталы в 1645 г. - Нгаванг Лобсанг Гьяцо (1617-1682 гг.) - пятый далай-лама, или Великий Пятый, тибетский религиозный и политический деятель. Он также считался реинкарнацией Авалокитешвары. Следовательно, дворец Потала - рай на земле - становился наглядным подтверждением целостности и возрождения тибетского государства.
Однако в строительстве дворца Потала заметен еще и очевидный политический подтекст. Первая половина XVII в. стала периодом жесточайшей борьбы соперничавших школ тибетского буддизма, поддерживаемых правителями разных районов Тибета. Именно в 1642 г. Далай-лама Пятый получил верховную власть над всем Тибетом: его школа тибетского буддизма гелуг победила всех остальных, появилось новое верховное тибетское религиозное правление. Столицей объявили Лхасу, где и воздвигли дворец для новой знати.
Первым из всего комплекса построен Белый дворец в 1645-1648 гг.: Далай-лама Пятый превратил его в свою зимнюю резиденцию.
Красный дворец воздвигнут в период между 1690 и 1694 гг.
Перед началом строительства подготовили площадку: гребень горы выровняли, применяя традиционную для тибетской горной архитектуры технику вырубки нисходящих террас. Таким образом достигнут поразительный эффект «вырастания» здания из горы.
В том, что касается строительной технологии и материалов, дворец Потала похож на обычные крестьянские дома Тибета.
Мощные внешние несущие стены сложены из грубо обработанных камней. Они скреплены глиной. В стены вставлены толстые деревянные балки, поддерживающие пол и потолок. В помещении балки подпираются деревянными колоннами.
Покатые внешние стены также типичны для домов простых жителей Тибета: стены скошены вовнутрь на 6-9°. Пространство между внешней и внутренней стенами достигает 5 м (!), оно заполнено землей, камнями и переплетенными ветками ивняка.
Дворец Потала одним своим видом должен внушать благоговение и покорность воле богов и их представителям на земле. Поэтому он и вознесен на холм посреди долины высоко в горах Тибета.
Созданный при поддержке монголов, дворец Потала в своем облике соединил индийские корни тибетского буддизма, китайский архитектурный декор и традиционную тибетскую строительную технологию.
С 1951 г. входит в состав КНР на правах автономной области. Его духовный лидер - далай-лама - с 1959 г. пребывает в изгнании. Но дворец Потала сохранился: в отличие от большинства тибетских монастырей и храмов, Потала не был уничтожен хунвейбинами и китайской армией, благодаря личному распоряжению первого премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая (1898-1976 гг.).
Потала и сегодня остается архитектурным воплощением буддийской сущности Тибета.
Белый дворец состоит из просторного Восточного павильона, Солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника далай-ламы, а еще служебных помещений правительства Тибетской автономной области. Большой Восточный павильон всегда использовался для официальных церемоний. В Солнечном павильоне находились личные покои далай-ламы, тут он жил и работал, читал священные тексты, решал вопросы управления.
Красный дворец служил местом молитвенных собраний и проведения религиозных ритуалов. Здесь также есть несколько павильонов.
В западной пристройке Красного дворца находится гробница Тхуптэна Гьяцо - Далай-ламы Тринадцатого (1876-1933 гг.), правившего с 1895 по 1933 г.
Такой чести он удостоился еще и за то, что в 1912 г. добился провозглашения независимости Тибета и образования независимого Тибетского государства.
Стены дворца Потала покрыты слоем извести в Белом дворце и охры - в Красном. Стены всегда выглядят как новые, потому что их обливают сверху, а вместо кистей используют жгуты из шерсти яков.
Всегда можно узнать, каким местам во дворце придается особое значение: у них небольшие позолоченные китайские крыши, но при этом с золочеными индийскими орнаментами, в старину выполненными руками непальских мастеров.
Окна дворца занавешены коврами из черной шерсти яка.
Очень важными для дворца и храма Потала считаются восемь мемориальных ступ с забальзамированными телами далай-лам. Среди них есть и ступа Далай-ламы Пятого - строителя Белого дворца.
Дворец Потала стоит в окружении монастырских жилых помещений (сосредоточенных в западном крыле), кладовых и внешних фортификационных сооружений. Из-за скученности построек иногда трудно судить о том, к какому периоду они относятся, но, по всей вероятности, это конец XVII в. Следует учесть, что дворец-храм постоянно достраивали, внося изменения в общий комплекс.
Попасть в комплекс дворца Потала посетители могут через узкие ворота, к которым ведут несколько ступенчатых пандусов.
Во внутренних помещениях дворца деревянные балки и колонны, а также стены украшены сложной резьбой и рисунками. Залы наполнены множеством реликвий: это пространственные мандалы для созерцания, поминальные ступы, статуи далай-лам и учителей, статуи божеств и йидамов, книги, ритуальные предметы.
За все века своего существования дворец Потала никогда не оказывался ощутимо поврежденным. Его прекрасный внешний вид и хорошее состояние интерьеров поддерживаются только необходимым ремонтом.
В течение последних десятилетий Лхаса заметно разрослась, в ней появилось много зданий в современном стиле, но Потала, как и в старину, все так же величественно возвышается над меняющимся городским ландшафтом.
Дворец Потала внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 г.


Общая информация

Местонахождение : юго-восток Тибета.
Административное местонахождение : город Лхаса, Тибетский автономный район, КНР.
Статус : культовое сооружение, исторический памятник.
Строительство : VII, XVII, XIX вв.
Языки : тибетский, китайский.
Этнический состав : тибетцы, ханьцы.
Религия : буддизм.
Денежная единица : юань.

Цифры

Общая площадь дворца : 360 000 м 2 (вместе с передним двором и прудом).
Общая высота комплекса : 117 м.
Длина : 400 м.
Ширина : 350 м.
Толщина стен : 3-5 м.
Этажи : 13.
Высота над уровнем моря : 3650 м.
Площадь Восточного двора (террасы) : 1600 м 2 .
Площадь пещеры Чогьял Друпук : 27 м 2 .
Количество монахов (монастырь Намгьял) : 200.

Климат и погода

Горный.
Средняя температура января : -2,5°С.
Средняя температура июля : +15°С.
Среднегодовое количество осадков : 420 мм.
Относительная влажность воздуха : 60%.

Достопримечательности

Комплекс дворца и храма Потала (VII, XVII вв.).
Белый дворец (1645-1648 гг.)
Красный дворец (1690-1694 гг.)
Гробница Тхуптэна Гьяцо - Далай-ламы XIII (1934-1936 гг.)
Прочие сооружения : монастырские жилые помещения, кладовые и внешние фортификационные сооружения (конец XVII в.).

Любопытные факты

■ В 1652 г. Далай-лама Пятый, строитель Поталы, прибыл в Пекин, где специально для него построили Жёлтый дворец. Правивший тогда Китаем император Шунь-чжи из династии Цин в знак особой признательности присвоил Далай-ламе Пятому титул Проникающий, несущий громовой скипетр, подобный океану лама. В благодарность Далай-лама Пятый наградил императора титулом Небесный бог, Манджушри, Наивысший, Великий владыка.
■ Строительный камень доставляли на стройку из каменоломни к северо-востоку от Лхасы. Доставляли носильщики - на собственных спинах и в волокушах. Глина, используемая как раствор, добывалась прямо на месте, а оставшиеся ямы превратили в пруд, названный Бассейном царя-дракона.
■ Далай-лама Тринадцатый играл очень важную роль в так называемой Большой игре - дипломатическом и военном противостоянии России, Великобритании и Цинской империи в конце XIX - начале XX в. При этом он находился на стороне России. В 1904 г., после британского вторжения в Тибет, далай-лама бежал в Ургу, столицу Монголии. Обратившись в русское консульство, он попросил у царского правительства разрешение переселиться в Россию. Далай-лама получил отказ: если бы эту просьбу удовлетворили, Россия надолго, если не навсегда, испортила бы отношения с Китаем.
■ Главное отличие архитектуры Поталы от стен традиционных тибетских домов в том, что стены небольших бастионов в восточном и западном крыле закругленные, а не прямые.
■ Только прилежным следованием тибетским традициям домостроительства в Потале можно объяснить наличие на плоских крышах вертикального парапета, в чью лицевую поверхность вставлены ветки ивы и тамариска, концами направленные наружу и покрашенные в красный цвет. Они символизируют вязанки хвороста и охапки сена, которые и в наши дни тибетские крестьяне складывают на крышах своих простых домиков.
■ В нижнем цокольном ярусе сохранилось подземное святилище древней добуддийской религии Бон.
■ Реликвии Поталы - сто священных свитков на пальмовых листьях из древней Индии. Они написаны более тысячи лет назад, при этом использовались золотые и серебряные чернила, красители из жемчуга, железного порошка, кораллов, морских ракушек и медной пыли. Бумага свитков не поддается порче насекомыми или сыростью.
■ После реинкарнации Далай-ламы Пятого (кончины и поиска нового) его приближенные скрывали это почти десять лет, опасаясь, что народ взбунтуется и перестанет работать над строительством дворца Потала.
■ Ступа Далай-ламы Пятого занимает четвертый этаж, ее высота - около 15 м, она выполнена из золота.

В Тибете находится один из самых красивых буддийских дворцов в мире - Потала. Строение свое название получило в 11 столетии. В 1994 г. храм Потала включили в список наследия человечества Юнеско. Он расположился на высоте более 3 тыс. метров. Храм Потала является официальным зимним представительством Далай-Ламы. Именно здесь проводились все церемонии, встречи с Тибетским правительством. В настоящее время сюда приезжает очень много туристов из разных стран мира с целью увидеть своими глазами всю красоту и могущество тибетского храма, ознакомиться с редкими экспонатами.

История Потала

Этот красивый храмовый комплекс расположен в колоритной долине Лхаса на горе Марпо Ри. В Тибете он является одним из самых высоких монументальных сооружений. Согласно мифической легенде, в пещере на горе Марпо Ри занимался медитацией Сонгтсен Гэмпо (тибетский правитель в 7 веке н.э.). Позднее он решил построить на холме храмовый комплекс. Свое первоначальное обличье строение имело вплоть до 17 века. С помощью Далай-Ламы в 1648 г. храм был отреставрирован и немного реконструирован. Сегодня именно это строение могут увидеть путешественники, прибыв в Тибет. В постройке сооружения приняло участие около 7 тыс. работников и 1 000 художников.

Верховный глава Тибета в 1922 г. произвел ремонт залов и других культовых помещений в Белом дворце, также рабочие отреставрировали Красный Дворец. Это величайшее строение пострадало только один раз - в 1959 г. при вторжении китайцев.

Кроме того, храм остался в прекрасном состоянии и после разбоев хунвэйбинов, которые разрушили многие тибетские дворцы в 60-70 гг. 20 века. В храмовом комплексе Потала все экспонаты и святилища в это время остались целы.

Когда-то в замке обучали администраторов и религиозных наставников. В Белом Дворце находятся небольшие часовни, которые ценятся за свою сохранность и священность.

Белый Дворец

Храм Поталы состоит из Белого и Красного дворца. В Белом дворце можно увидеть комнаты монахов Верховного главы Тибета, Солнечный и Большой восточный Павильоны.

Стоит отметить, что Солнечный Павильон состоит из восточной и западной части. В западной части расположились комнаты тринадцатого Верховного главы Тибета, а в восточной - комнаты четырнадцатого Далай-Ламы. Туристы смогут увидеть в Солнечном Павильоне парчовые одеяла, приборы для чая из яшмы и золота, фарфоровые скульптуры, статуи Будды Шакьямуни и многое другое.

Большой восточный Павильон является самым большим в Белом дворце. Именно здесь проходили культурные торжества и политические встречи. Стены Большого восточного павильона украшают фрески на темы: «история жизни принцессы», «как обезьяна превратилась в человека». В центре большого Павильона стоит большая статуя Далай- Ламы.

Красный Дворец

В Красном Дворце читали молитвы во имя Будды Шакьямуни монахи Далай-Ламы. Здесь можно увидеть много павильонов с мемориальными святилищами и другие необычные комнаты.

Красный Дворец имеет восемь святилищ, среди которых стоит выделить комнаты тринадцатого Далай-Ламы и пятого Верховного главы Тибета. Их внешний вид просто удивляет. Они настолько большие и роскошные, что любой турист точно запомнит мемориальные святилища в Потале на всю жизнь. Ступа пятого Далай-Ламы имеет высоту более четырнадцати метров (пятиэтажный дом). Она полностью сделана из настоящего золота. Одни только тибетские мемориальные святилища являются большой частью мирового богатства.

Ступа тринадцатого Далай-Ламы возвышается в высоту около 14 м. Она была построена в 1934 г.

В Красном Дворце путешественники увидят различные атрибуты, уникальные священные писания, необычные изделия и поделки, иконы буддийских святых, фрески, на которых запечатлены действия строительства тибетского храмового комплекса.

Самым высоким и просторным залом Красного Дворца считается его западная часть. Здесь когда-то Далай-Лама принимал гостей, устраивал торжественные мероприятия и проводил жертвоприношения. Среди экспонатов представлен транспарант с императорской росписью, полотнища из парчи и золотых нитей. Также можно увидеть статую многорукой и многоликой Авалокитешвары, сделанную из серебра и золота.

Самая древняя достопримечательность храмового комплекса - павильон Пабалакан (Авалокитешвар) и пещера Фавана (27 кв. км.) Павильон располагается прямо над пещерой, что позволяет туристам рассмотреть красоты комплекса. В пещере Фавана находятся редкие статуи принцесс Туфаньского царства: Лудунцзана, Чицзуль и Вэньчэн.

Большинство кровель павильонов дворца покрыты позолотой и имеют традиционную китайскую форму с влетающими углами, которые часто украшены животными из легенд.

Дворец Потала является памятником буддийской архитектуры. Многие экспонаты здесь уникальны и удивительны. Побывав в этом Дворце, путешественники хотят вернуться сюда снова.

Приблизительно знал, что на Тибете есть огромный дворец на горе. Решил, что надо познакомиться с ним поближе. Пойдемте вместе.

Потала - уникальный древнейший дворец в Лхасе, расположенный на высоте 3767 метров над уровнем моря. Ни один дворец мира не расположен так высоко, как Потала. Свое название дворец получил от наименования священной горы, находящейся в Индии, где, по преданию, обитает бодхисатва Авалокитешвар (Гуанинь).


Первый деревянный дворец Потала на склоне Красной горы был построен в 7 веке для племянницы танского императора Вэнь Чэн, приехавшей в Тибет для того, чтобы сочетаться браком с тибетским князем Сронцзангамбо (617-650). Вэнь Чэн пленяла правителя своей красотой и умом, и он приказал построить для нее дворец. Танская принцесса - самая известная и почитаемая женщина на Тибете, оказавшая огромное влияние на развитие этого региона. Она научила местных жителей выращивать овощи, молоть муку, перегонять вино и спирт и, что самое главное, познакомила их с буддизмом, уже получившим широкое распространение по всему Китаю. С ее помощью князь Сронцзангамбо создал в Тибете административную и военную системы.


1939 год

Однако уже в 8 веке дворец с 999 комнатами был разрушен молнией и междоусобными войнами, и только в 17 веке по приказу пятого Далай-ламы (1617-1682) дворец был восстановлен, после чего планировка сооружения уже не менялась. С тех пор Потала служит священной резиденцией далай лам, религиозным центром и местом, откуда осуществляется управление Тибетом.


Площадь дворца занимает 360 000 кв.м., высота - 119 метров. Всего во дворце 9 этажей, хотя с улицы кажется, что их 13, и более 2000 комнат. Величественные трапециевидные сооружения дворца построены прямо на склоне горы и окрашены в белые и красные цвета. Стены дворца - из гранита, а окна и крыши - из дерева. Внутренние помещения освещаются при помощи масляных ламп, а залы украшены шелковыми лентами и сутрами. Дворец выдержан в типичном для Тибета архитектурным стиле и является самым величественным и ярким творением тибетских архитекторов и мастеров. Дворец Потала- древнейший и известнейший дворец в Китае - называют «жемчужиной на крыше мира».


ворец состоит из двух основных частей - Красного дворца в центре и двух павильонов Белого дворца.
Красный дворец, или как его еще называют Потранг Марпо, в основном служил для проведения религиозных церемоний и молитв. В его помещениях находятся восемь ступ, хранящих частицу мощей далай лам, многочисленные реликвии, изделия из ценных металлов и камней. Дворец характеризует сложная планировка залов, большое число разноуровневых галерей, с извилистыми и узкими переходами.

Самое просторное помещение Красного дворца - Большой Западный зал, состоящий из четырех храмов. Этот великолепный зал является ярчайшим свидетельством величия и власти Пятого Далай-ламы. Зал славится своими уникальными росписями, напоминающие персидские миниатюры, на которых изображены сцены из жизни Пятого Далай-ламы. Колонны в зале обернуты специальной драгоценной тканью из Бутана.

В северной части зала находится священная усыпальница, на двери которой в 19-м веке китайским императором Тун Джи была выгравирована надпись, провозглашающая буддизм «цветущим полем чудесных фруктов». Здесь находится древняя статуя Авалокитешвары и двоих его слуг, высеченная из драгоценного камня. Этажом ниже низкий темный проход ведет в пещеру Фа-ваана.

На четвертом этаже Красного дворца в Западном храме размещены 5 ступ далай-лам, в том числе ступа пятого Далай-ламы. Ее длина составляет почти 15 метров. Ступа была построена из сандалового дерева, покрыта 3727 кг. чистого золота, украшена 18680 жемчужинами и драгоценными камнями. Слева размещена ступа двенадцатого Далай-ламы, а справа - десятого.

Гробница 13-го Далай-ламы находится к западу от Большого Западного зала. Сюда можно попасть только через верхний этаж вместе с монахами или гидами дворца. Построенная в 1933 году, гигантская мемориальная ступа покрыта чистым золотом и бесценными камнями. Мемориальная ступа достигает 22 метров в высоту. Богатое религиозное убранство включает в себя слоновые бивни из Индии, фарфоровые вазы, миниатюрные пагоды, сделанные из более чем 200 тыс. жемчужин. Стены украшены традиционными тибетскими росписями, на которых изображены события из жизни 13-го Далай Ламы.

В павильоне Красного дворца Шушэнсаньцзедянь установлена удивительная статуя тысячерукой Гуанинь с 11-ю лицами.
Основные здания Белого дворца, цвет которого символизирует спокойствие и мир, - Большой восточный павильон, Солнечный павильон, а также жилые помещения для учителей далай-лам, доверенных монахов и чиновников.Просторное помещение Большого восточного павильона использовалось для важных церемоний и приемов. Здесь же находится трон Далай-ламы.
Солнечный павильон, находящийся над Большим восточным павильоном, служил жилым помещением для Далай-лам. Здесь же они и работали.

Кроме того, во дворце сохранились две постройки 7 века, единственные, не разрушенные в ходе междоусобиц, - пещера Фа-вана и павильон Пабалакан. Согласно преданию, в пещере царь Сронцзангамбо медитировал и изучал священные тексты. До сих пор в пещере сохранился очаг и каменный чан, которыми пользовался сам царь.

Крупномасштабная реконструкция дворца, на которую было потрачено более 6,6 млн долларов, проводилась в 1989 - 1994 годах. Тогда же была установлена дорогостоящая система мониторинга помещений с целью предотвращения пожаров. 7 декабря 1994 года дворец был внесен в список наследий ЮНЕСКО. В 2002-2006 году на реставрацию дворца было потрачено более 40 млн долларов. Сейчас дворец открыт для туристов и частично работает как музей.

Дворец Потала практически полностью построен из дерева. Он освещается с помощью масляных ламп. А залы украшены шелковыми лентами с сутрами. Все это создает опасность пожара. Администрация дворца Потала огромное внимание уделяет предотвращению происшествий. Поэтому в 1994 году было вложено 4.7 млн. юаней (566 000 долларов США) в установку круглосуточной системы мониторинга. Благодаря принятым мерам, с 1988 года во дворце не было ни одного пожара. 7 декабря 1994 года дворец был внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО. Ранее никогда не подсчитывалось, сколько комнат находится в 13-этажном дворце. И только в 1994 году администрация все-таки решила установить точное количество помещений. Чтобы тщательно исследовать дворец, специалистам потребовалось целых пять лет, дольше, чем сама реставрация здания. Потала - это огромная сокровищница древних реликвии. Здесь храниться священная ступа 5-го Далай Ламы (1617-1682), изготовленная из 5.5 кг золота и огромного количества драгоценных камней.

Китайское правительство вложило 4.9 млн. юаней в систему защиты дворца от пожара. На первой стадии проекта, с 1989 по 1994 годы, было потрачено 53 млн. юаней (6.4 млн. долларов США) и несколько тонн золота на восстановление облика Поталы. До этого, в течение 300 лет, не проводилось полномерных реконструкций дворца. На Тибете находится множество культурных ценностей. С 50-х годов 20-го века китайское правительство потратило 200 млн. юаней на сохранение культурных памятников в Тибете. Историки, специалисты по древней архитектуре и геологи проводили исследования, чтобы составить план по сохранению Поталы.

Вторая стадия проекта по восстановлению была завершена в 2006 году. Основное внимание на этом этапе будет уделяться «снежному городку» у подножья Красного холма. К 2001 году более 300 семей поселились в снежном городке, где когда-то обитала тибетская знать. На первом этапе восстановили Красный и Белый дворцы Поталы, провели очистка помещений от крыс, установили канализационную систему. Чтобы сохранить облик дворца, специалисты обратились к традиционной технике строительства. Например, они покрыли крышу слоем масла, чтобы сделать ее водонепроницаемой. Это технологию испокон веку использовали тибетцы. Однако и при использовании масла крыши протекали во время ливней, когда утрамбованная земля, из которой они изготовлены, начинала растворяться. На втором этапе в утрамбованную землю добавили особое химическое вещество, которое не позволит крыше пропускать воду. Особое внимание уделили деревянным конструкциям. Они были обработаны веществом, которое отпугивает крыс. Но новые технологии не навредили древней конструкции дворца. Целью реконструкции было не изменить первоначальный облик. Особые меры были приняты для сохранения статуй, манускриптов и других ценностей. Из дворца вынесли огромные статуи в многослойных одеяниях, деревянные рамы, холсты и листы металла. Во время строительства они хранились под присмотром монахов. Во время работ не повредили ни один из 100 000 предметов искусства. На второй стадии проекта, которая началась в 2002 году, специалисты отказались от использования цемента для крыши, вместо этого, применили химические вещества. Таким образом, они избежали разрушения древних конструкции.

Первые здания появились здесь еще в VII в., но свой нынешний облик Потала приобрел лишь в XVI-XVII вв. Дворец строился с 641 г. по 17 век. В 1645 году началось строительство первой, нижней части Поталы - Белого Дворца (Потранг Карпо). Девятиэтажное сооружение было окончено 3 годами позже, а в 1649 году Пятый Далай Лама переходит из Дрепунга в свою новую резиденцию.

Белый дворец был местом, где прежде жили придворные, находились приемные залы, кладовые и пр. Говорят, здесь и сейчас хранятся сокровища, оружие, а также священные книги и архивы, которые веками собирали тибетские цари и Далай-Ламы. Однако проверить это нельзя - туристов пускают всего в несколько комнат. К тому же фотографировать внутри этих помещений строго запрещено.

Центральная часть комплекса - Красный Дворец (Потранг Марпи) красно-коричневого, как одежда у лам, цвета. Здесь находились апартаменты Далай-ламы, главные ламаистские святыни, усыпальницы (субурганы) Далай-Лам, начиная с Пятого.

Обстоятельства строительства верхнего Красного Дворца, большего по размеру, и по сей день остаются предметом споров. Точно известно, что Пятый Далай Лама скончался в 1682 году, а факт его смерти скрывался до окончания строительства Красного Дворца в 1694 году, то есть в течение 12 лет. По некоторым данным, работа была начата регентом, правившим Тибетом с 1679 по 1703 год. По другим данным, Красный Дворец был задуман Пятым Далай Ламой как мавзолей, и к моменту его смерти работа уже шла полным ходом. В любом случае, о смерти Пятого Далай Ламы не было объявлено до тех пора его тело не поместили в только завершённом Красном Дворце.

Существует также несколько мнений относительно названия дворца. Наиболее вероятным объяснением считается то, что оно произошло от тибетского имени, принятого для обозначения Чистого Мира Авалокитешвары, так же известного, как Потала. Принимая во внимание тот факт, что и Сонгцен Гампо и Далай Ламы считаются земным воплощением Авалокитешвары- Бодхисаттвы Сострадания, это объяснение выглядит вполне приемлемым.

Всего в обоих дворцах насчитывается более 1000 комнат и 13 этажей. На территории Поталы, в храме Пхакпа Лхакханг находится священная для буддистов статуя Ария Локешвара. Здесь же располагается личный монастырь Далай Ламы, религиозная школа, кельи монахов, сокровищница и кладовые помещения.

С момента постройки Потала служила домом каждого из последующих Далай Лам, хотя с тех пор, как в 18 веке был построен летний дворец в Норбулингке, она стала служить лишь зимней резиденцией. В Потале также располагалось Тибетское правительство, и со всеми капеллами, залами, философскими и религиозными школами, гробницами Далай Лам, дворец представлял собой отдельный мир. Тринадцатый Далай Лама предпринял некоторые работы по обновлению дворца в начале 20 века, убрав некоторые секции Белого Дворца, для того, чтобы расширить часть келий.

Потала также подверглась обстрелу во время народного восстания против китайцев в 1959 году. По счастливой случайности, ущерб был не значительным как во время восстания, так и в последующие годы Культурной Революции.

Долгие годы после китайской оккупации дворец был закрыт для посещения, и лишь в 1980 году его вновь открыли. В 1985 году закончились реставрационные работы, на которые было затрачено около 4 миллионов долларов.

В 1645 г. дворец Потала был перестроен Пятым Далай-ламой. Процесс реконструкции продлился 50 лет. После этого, в течение трёхсот лет, дворец частично перестраивали и достраивали. Дворец Потала на сегодняшний день имеет 9 ярусов (хотя по виду их 13) и возвышается по склону горы на 110 метров. Это смешанная конструкция из камня и дерева. Стены возведены из гранита. Наибольшая толщина стен составляет 5 метров. В лицевую часть стен также влит расплавленный Гугун, чтобы укрепить сооружение и увеличить устойчивость при землетрясениях. Одновременно были сделаны золотые детали декора, что позволило остроумно решить проблему громоотвода. За сотни лет дворец Потала претерпел испытания молнией, громом и землетрясениями. Однако он, как и прежде, возвышается во всей своей красе. Дворец Потала состоит из Белого дворца (резиденция Далай-лам), расположенного по бокам, и центрального Красного дворца (буддийские павильоны и залы Далай-лам) и западных белых буддийских залов. Перед Красным дворцом возвышается белая вышка Сайфотай, где висят большие танки - тканые иконы (или аппликации) с изображением Будды. Все постройки Поталы были возведены в разные периоды, однако при строительстве остроумно использовали горный рельеф и применяли великолепные конструктивные решения. Дворец Потала достиг высокого эстетического уровня. Красный дворец является главным объектом всего ансамбля. В нём имеются залы Далай-лам разного поколения и различные поминальные и молельные залы. В том числе самый известный зал со ступой Далай-ламы пятого поколения Лосанцзяцо. Ступа имеет почти 15 метров в высоту. У неё квадратный фундамент и круглая крыша. Тело ступы можно разделить на три части: фундамент, тулово-«графин» и крышу. Тело Далай-ламы пятого поколения в благовониях и с красными цветами были захоронено в «графине». Ступа облицована 3724 кг. сусального золота и украшена более чем 15 тыс. драгоценных камней, таких как алмазы, рубины, изумруды, зеленый нефрит, жемчуг, агаты. На фундаменте ступы установлены сосуды для жертвоприношений. Западный зал называют Сянтан. Это самы большой зал во дворце Далай-ламы пятого поколения. Крышу сооружения поддерживают 48 больших деревянных колонн 6-метровой высоты. В ходе строительства зодчие применили арочную конструкцию, которую часто используют в постройках ханьской архитектуры. Здесь имеется множество деревянных скульптур Будды, львов, слонов и различных животных. В ходе перестройки и расширения дворца Потала в XVII в. известные тибетские мастера создали десятки тысяч прекрасных настенных росписей, которые представлены в залах и галереях. Содержание росписей разнообразное. Они изображают исторических персонажей, сюжеты сказаний и легенд, моменты истории буддизма, а также отражают быт, народные обычаи, спортивные развлечения и игры. Все эти росписи являются бесценными произведениями искусства дворца Потала.

Кроме того, во дворце Потала собраны десятки тысяч свитков-картин, образцы каменной и деревянной резьбы, скульптура из глины, исторические ценности, такие как Бэйецзин (буддийский канон на раковинах), а также традиционные изделия искусства, например тибетские ковры, Цзинфань (Канон на шёлке или шерсти), керамика, фарфор, нефритовые изделия и т.п. Они не только имеют высокую художественную ценность, но и отражают древнюю тысячелетнюю историю дружественных контактов и культурных связей между ханьцами и тибетцами. Будучи «жемчужиной Крыши мира» дворец Потала благодаря своим дворцовым сооружениям, глиняным и деревянным статуям, металлическим изделиям, рисункам и росписям, а также разнообразной резьбе известен всему миру. Он демонстрирует высочайшую технику мастеров-тибетцев, ханьских, монгольских и маньчжурских мастеров, а также великолепные достижения тибетского строительного искусства. В 1994 г. дворец Потала был официально внесен ЮНЕСКО в Список «Мирового культурного наследия».

Сооружение длиной 320 м и высотой 110 м, вокруг которого парят орлы, делится на Белый и Красный дворцы. Белый дворец Потала с обороноспособным цоколем в своем нынешнем виде возник при 5-м Далай-ламе начиная с 1645 г. при участии большого числа крепостных работников. От более древней крепости, существовавшей на этой горе со времен Сонгцена Гампо (VII в.) практически ничего не осталось - хотя легенда гласит, что реликтами того времени являются пещера для медитаций (см. ниже) и зал Пхагпа. Белый дворец содержит помещения, выполняющие сугубо практические функции, в том числе спальные покои, рабочие кабинеты и зал для аудиенций Далай-ламы. Кроме того, здесь расположены монастырский тракт, административные помещения и склады. Важнейшие святыни находятся в Красном Дворце, возведенном при регенте 6-го Далай-ламы до 1694 г. С тех пор внешний облик Поталы почти не изменился.

Осмотр

Главный вход во дворец Потала, через который следуют паломники, ведет вверх по той стороне крепостной горы (так называемой Красной Горы), которая обращена к Старому городу, в восточную часть Белого дворца. Туристов в рамках забронированной программы везут по дороге с запада до северной стороны Красного дворца, чтобы они вошли в святая святых, так сказать, через заднюю дверь. Оттуда надо двигаться по маршруту осмотра, ведущего ко всем важным помещениям с необычайно большим числом великолепных предметов искусства.

Большой западный зал

Центром Красного дворца является Большой западный зал, зал интронизации. Его стены украшены росписями с эпизодами из жизни Далай-лам, тибетских царей и воплощений бодхисаттвы Авалокитешвары. Четыре помещения, окружающих западный зал, можно, исходя из их религиозного смысла, рассматривать как историю тибетского буддизма: зал Падмасамбхавы повествует о его истоках; он посвящен тому индийскому святому, который прибыл в Тибет в VIII в., подчинил себе демонов местной религии и поручил им отныне стоять на страже буддизма. Следующее помещение - зал реформатора Цонгкхапы, чей наследник впоследствии стал 1-м Далай-ламой. Ему и четырем его последующим инкарнациям посвящено третье помещение. Четвертое же таит в себе надгробные ступы с телами 5-го, 10-го и 12-го Далай-лам. Речь идет о 14-метровых, обильно позолоченных и украшенных драгоценными камнями пагодах с реликвиями. Центральная ступа 5-го Далай-ламы - самое роскошное украшение Поталы. В подобных ларцах в Красном дворце покоятся смертные оболочки восьми тибетских царей-жрецов. Снаружи их точное местоположение показывают позолоченные крыши Красного дворца.

Верхний этаж

По лестницам на северо-востоке западного зала можно через промежуточный этаж со стенными росписями, которые, среди прочего, изображают строительство Поталы, попасть на верхний этаж с другими значительными залами и замечательными изображениями. Здесь в северо-восточном углу находится также зал для медитации царя Сонгцена Гампо. Это помещение с макетами скал, оформленное как грот, восходит ко времени основания Лхасы и истокам дворца Поталы, а также вообще тибетского буддизма. Пластически царь изображен между тридцативосьмируким Авалокитешварой и 5-м Далай-ламой; далее видны статуи жен Сонгцена Гампо, Падмасамбхавы и других персон.

Зал Пхагпа

Кольцевой коридор ведет дальше к залу мирных и гневных богов, а также к двум залам, полным множества ценных металлических жертвенных даров. Над ними находится зал Пхагпа. У левого входа в него видны отпечатки ног и рук, якобы оставленных Падмасамбхавой, Цонгкхапой и 12-м Далай-ламой. Главными статуями в помещении выступают три статуи Авалокитешвары из сандалового дерева, которые якобы вышли как натуральные образования из расколотого древесного ствола; поэтому верующие видят в этих фигурах манифестацию потустороннего, и соответственно велико оказываемое им почитание.

Ступа 13-го Далай-ламы и частные покои

Если идти налево, то можно дойти до надгробной ступы 13-го Далай-ламы, скончавшегося в 1933 г. Далее следуют частные покои 6-го Далай-ламы, жизнелюбивого человека, который не подчинялся монашеским обетам и впоследствии предположительно был убит. В этом помещении сегодня почитают Амитаюса, Будду долголетия. Лестница ведет на мансардный этаж с залом Майтрейи, в котором стоит трон 8-го Далай-ламы. С платформы крыши открывается красивый вид на город. Далее кольцевой коридор ведет к частным покоям 13-го и 14-го (нынешнего) Далай-ламы. С тех пор как последний в 1959 г. бежал из Тибета, отведенные ему помещения практически сохранили первоначальный вид. Через двор и чрезвычайно роскошные порталы можно пройти к ведущей вверх лестнице на южной стороне дворца и спуститься вниз, в город. Время работы: ежедн. 9.30-12.00, 15.00-17.00.