Знаменитые архитектурные памятники древнего рима. Самые древние храмы рима, сохранившиеся до наших дней Основные здания древнего рима и их предназначение

25.01.2022

Принято считать, что первобытные строения Рима пришли от народа этрусков, может быть, даже возводились ними. Это было по логике продолжение линии архитектуры греков. Строения римской империи сохраняли в себе основу этрусской архитектуры – циркульную арку. Циркульная арка – это закругленное покрытие из камня, которое соединяло устои между собой. Это помогало расположить камни по радиусу кругу для равномерного давления на них. Применяя новые приемы построения сооружений, римляне могли вносить креатив в новые здания. Теоретические новые знания помогали возвести храмы больших размеров, умение воздвигать многоэтажные дома и строения. В плане внедрения крестовых сводов и коробковых происходящих римляне преуспевали над греками и делали более изысканные постройки.

Для того чтобы арки стояли надежно уже не использовались колоны, которые раньше были популярные. Римские архитекторы стали возводить огромные стены и пилястры, а колоны стали просто декоративным украшением. Это применялось практически везде, однако оставались и здания, в которых применение колон было целесообразней. Стили колон при этом практически не менялись, римляне остановились на стандартном грецком варианте.

В целом римская архитектура испытывала прямую зависимость от грецких направлений архитектуры. Однако римляне больше старались подчеркнуть свою силу и независимость для запугивания и подавления чужих народов. Они не жалели средства на украшение своих зданий, каждое строение было пышно и богато отделано. При этом со стороны взгляда архитектора они старались каждое сооружение сделать образцовым. Преимущественно строились здания для практических нужд, но и храмы занимали важное место среди сооружений.

История архитектуры Древнего Рима

Как самостоятельная отрасль мирового искусства архитектура Древнего Рима формировалась очень долго, примерно в IV-I вв. до н. э. Несмотря на то, что многие сооружения тех времен уже рассыпались, они исправно продолжают завораживать своими остатками и отдельными элементами. Римская империя была одной из великих, если не самая великая, которая заложила фундамент новой эпохи. Общественные места того времени могли вмещать в себя десятки тысяч людей (базилики, амфитеатры, торговые рынки), при этом всегда было к чему стремиться. Религия тоже не отходила на задний план, в перечень строительных сооружений Рима входили храмы, алтари, гробницы.

Сравнивая со всем миром, даже историки пришли к выводам, что равных соперников архитектуре Рима и римскому инженерному искусству найти было сложно или попросту невозможно. Акведуки, мосты, дороги, крепости, каналы как архитектурные объекты – только малая часть списка того, что они использовали по всем фронтам. Они изменили принципы древнегреческой архитектуры, прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Большое значение в становлении римской культуры отдавалось стилю эллинов, которые были сторонниками архитектуры с огромным размахом и развитием городских центров. Но гуманизм и способность наследию гармоническому греческому стилю в Риме опустили, отдавая предпочтение возвеличиванию властных императоров. Они резко подчеркивали мощность армии. Отсюда и весь пафос, который был основой многих декораций зданий и сооружений.

Разнообразие сооружений и общий размах построек в Риме значительно выше, чем в Греции. Возведение огромных зданий стало возможным благодаря изменению технических основ в строительстве. Так и появляются новые кирпично-бетонные сооружения. Они позволяли перекрывать большие пролеты, ускоряя процесс строительных работ. Немаловажным стало и то, что с применением таких способов строительства все чаще отказывались от профессиональных мастеров, а доверяли рабам и рабочим без квалификации. Это существенно снижало расходы на постройку.

Этапы развития римской архитектуры

І период

Этапы развития римской архитектуры можно условно поделить на 4 периода. Первый и самый короткий начинается со времен основания древнего Рима и заканчивается во II в. до н. э. Этот период небогат на архитектурные памятки, а те, что появлялись, были наследием этрусков. Практически все, что строилось в этот период, было общедоступным. Оно приносило коллективную пользу поселениям. В эту категорию относились каналы для очищения города от нечистот, которые с помощью них попадали в Тибр. Мамертинскую тюрьму и первые базилики можно тоже приписать к зданиям, которые приносили пользу.

ІІ период

Второй этап принято называть «греческим». С середины II века начинается серьезное влияние греческой архитектуры на римскую. Сильное влияние проявлялось до завершения республиканского правления (31 г. до н. э.). Считается, что в это время начали появляться первые мраморные храмы, приходящие на смену обычных пород камней и травертин. По своей конструкции они были очень схожи с греческими, однако архитекторы пытались делать и заметные отличия.

Римские храмы на протяжении этих лет выглядели продолговатыми с 4 углами. Фундамент обычно был высокий, с прилагающей лестницей по лицевой стороне. Поднявшись по лестнице, оказываешься рядом с колоннами. Спустившись немножко в глубину, находится дверь, которая ведет в основной зал. Через эту дверь происходит основное освещение, поэтому часто она открытая.

Вместе с такими храмами древнего греческого типа римляне возводили, в честь Богов, храмы круглой формы. Это были в основном свои идеи с применением греческих элементов. Одним из таких можно считать Храм Портуна, в окружении 20 колон этот исторический объект сохранился до наших дней. Мраморная крыша конусообразной формы является хорошим примером римского индивидуального стиля.

В число общин построек входили не только сооружения связанные с религией, но и многие другие:

  • Табуларий – огромное здание, предназначенное для сохранения архивов;
  • Деревянный театр Скавра – одно из интереснейших строений этого периода. Включает в себя свыше трехсот мраморных колон и статуй из бронзы, мог вместить 80 000 посетителей;
  • Первый каменный театр – построенный на четь богини Венеры.

Вся история о них исчезла вместе с ними. Однако стоит отметить, что используя современные технологии трехмерного моделирования, было доказано, что строились эти сооружения очень грамотно. Например «Каменный театр» был расположен таким образом, что сцена смотрела на северо-восток. Так как при Августе традиционно выступления и торжества проводились в утреннее время, все солнечные лучи попадали на сцену, а не на посетителей театра.

ІІІ период

По значимости самый эффективный период истории римской архитектуры. Начало считается со времени прихода Августа на республиканский престол и заканчивается в 138 году н. э.

В технологиях римлян начинается активное применение бетона. Начинается новый этап возведения базиликов, цирков, библиотек. Там проходили суды, выявление лучших наездников колесниц. Набирает популярности новый тип монументального искусства – триумфальной арки. Техника при этом постоянно совершенствовалась с помощью новых возведений, приуроченных новым победам будущей империи.

Римское искусство было не таким изящным, как греческие сооружения, но техническое мастерство возведения оставалось на высшем уровне, на протяжении веков. Известными на весь мир стают Колизей (самый большой амфитеатр античности) и храм Пантеон (возведение во имя Богов).

Внесение особенностей греческой архитектуры приобрело массовую популярность и продолжало шагать в западные и северные регионы Европы. Большинство греческих архитекторов прославилось с помощью римлян, которые заказывали греческие копии, сохранившееся лучше, чем оригиналы. Римляне в отличие от греков придерживались своей концепции скульптурных традиций. Они изготавливали бюсты своих предков, чтобы показать прообразы своего рода. Греки же использовали такие скульптуры, как произведения искусства в доме. Эта простота и яркая индивидуальность римского портретного искусства показывают его с новой для нас стороны.

С течением этого периода все сооружения архитектуры проходят этапы развития, совершенствования и повышают уровень величественности. Широко применяются элементы роскоши и впервые начинают проскальзывать черты восточного искусства.

IV период

После отхода от власти Адриана, римское архитектурное искусство быстро начинает свой упадок. Все те украшения, что раньше использовались, начинают казаться излишними и неуместными, а их использование все менее правильным. Продолжается этот период до полного становления христианства и отхода язычества далеко на задний план. Период упадка характеризуется тем, что каждый правитель хочет войти в историю с помощью величественных сооружений.

Этот период также продолжает отличаться восточными элементами, которые все отчетливее прослеживаются в архитектурном искусстве. Они начинают преобладать над классикой жанра. Особенно красноречиво свидетельствуют об этом построения при последних правителях империи в таких отдалённых областях владений, как Сирия и Аравия. Это заметно было по изменению вздутости поверхности крыш, изобилию ненужных аксессуаров. Часто возводились загадочные, фантастичные формы, – которые считались символами восточного направления архитектуры.

Величие Рима в Храмах

Одно из первых сооружений возведенных Августом, посвященное обожествленному идолу Юлию Цезарю. Построен в 29 г. до н.э. Храм был создан в скромном стиле ионического ордера. Отдельно было сосредоточено место кремации Цезаря. В украшенном зале есть отведенные места для ораторов, которые заменили существовавший здесь трибунал, сосредоточенный на протяжении многих лет в западной части.

Алтарь Мира

Монументальное сооружение древнего Рима, вписавшее в историю победу Августа над испанцами и галлами. Построен он был в 13 году до н. э. С виду он похож был на ограду я прямыми углами высотой 6 м, по центру которой была ступень с алтарем. По периметру ограды было 2 сквозных прохода, с помощью которых можно было подойти к алтарю. На противоположных стенах были изображены шествия Августа на приношение жертвы к алтарю.

Памятка имела в своем олицетворении частицы всех культур предшественников римской архитектуры. По типу сооружения можно судить об итальянском стиле, а по расположению орнамента по низам и верхам об этрусских принципах. Утонченное мастерство рельефности алтаря, говорит о сильном греческом влиянии.

Храм Марса Ультора

Один из самых грандиозных по размеру храмов Рима. Ширина одного лишь фасада около 35 м. Колоны воздвигаются вверх на 18 м. Внутренняя отделка была в основном из мрамора с деревянными перекрытиями. Имея внутри торжественный вид, храм вызывал чувство восторга присутствующих в нем людей. Датой создание этого исторического монумента считают 2 г. до н. э. Прослеживаются греческие элементы практически во всех ступенях архитектуры.

Пантеон

Особенным местом в Риме можно назвать храм Пантеон. Второе название «Храм всех богов». Масса храмов древнего времени была построена по заказу императоров, Пантеон в том числе не стал исключением. Пантеон был посвящен первоочередно двум богам Венере и Марсу, именно они считались хранителями рода Юлиев. Здание складывалось с трех частей, которые переплетались между собою. Назван был в честь архитектора, который выполнял работы, но считается, что Пантеон это был его псевдонимом. Пантеон был сооружен в 118-128 гг., спустя годы несколько раз поддавался реставрациям. На сегодняшний день от него осталась только малая часть, что не дает насладиться всей величественностью храма того периода.

Скульптура Древнего Рима

Монументальное искусство древних римлян существенно проигрывало грекам. Римлянам так и не удалось создать величайших скульпторских памятников и посоревноваться с греками на этих рубежах. Но обогатить пластику своими элементами все же было под силу.

Лучших результатов удалось достигнуть в портретном искусстве. Римский народ перенес свою наблюдательность за каждой чертой человека и его неповторимой индивидуальности. Создавались идеальные портреты, а также портреты на которых можно было увидеть человеческий негатив и реализм художественной формы. С помощью скульптур они впервые запустили пропаганду окультуривания общества. Они сооружали памятники известным личностям, делали сооружения триумфа.

ТЕМА: ГРАДОС

ЛЕКЦИЯ 5


Римское градостроительство является прямым продолжением греческих градостроительных традиций.

В истории Рима выделяются три периода :

1) царский (753 – 510 гг. до н.э.),

2) республиканский (510 – 27 гг. до н.э.),

3) императорский (с 27 г. до н.э. по 476 г. н.э.)

Наиболее характерные черты римского градостроительства складывались под влиянием этрусской культуры. Этрусские города имели регулярную планировку (г.Миза – соврм. Марцаботто) и высокую культуру технического оснащения улиц. Ширина главных улиц 15 м, имели мощение, приподнятые тротуары, камни – переходы, каналы для водостоков. Всё из камня.

В (616 – 510 гг до н.э.) в Риме строились жилые дома с атриумами и храмы на высоких подиумах. Начал формироваться тосканский ордер. Большую роль сыграли

эллинистические традиции. Были заимствованы у греков такие типы сооружений, как: театр, стадион, палестра, перистиль жилых домов.

Особый раздел римского градостроительного искусства составляют достройки римскими архитекторами греческих ансамблей почти во всех городах Греции: Олимпии, Милете, Афинах, Александрии Египетской, Пергаме и др.

Римляне бережно относились к древнегреческой архитектуре, строили в основном рядовые сооружения, считая, что они совершенствуют незавершённые ансамбли прошлого. Стремление к завершённости и целостности архитектурно – планировочной композиции было одним из главных художественных принципов римского градостроительства.

Возникновение Рима связывают с именем царя Ромула, который заложил город на Палатинском холме («Квадратный Рим») по этрусским обычаям (гадания, знамения, борозда, ров à крепостные стены. Внутри стен – город – урбс, вокруг стен помериум.

В царский период в долине между холмами возникает общественный центр, после осушения долины (древнейшим гидротехническим сооружением Рима – клоаки Максима).

Город распространяется на соседние холмы, возникает радиальная система дорог, в 578 – 533 г.г. до н.э. город обнесён стенами, которые окружили большую часть холмов.

В республиканский период на Древнем форуме и капитолийском холме возникли храмы. Жилая застройка – из сырцового кирпича и дерева.

Императорский период связан с Пуническими войнами (пуни – финикийцы, основавшие Карфаген). В результате 1 – ой Пунической войны (264 – 241 гг до н.э.) завоёваны острова Сицилия, Корсика, Сардиния.

2 – ой - (218 – 201 гг до н.э.) - Испания

3 – ей - (149 – 146 гг до н.э.) - Карфаген

В процессе войн строились и мостились дороги, мосты. Вдоль дорог расставлены дорожные столбы – миллиарии. Точкой отсчёта служил столб на Капитолийском холме в Риме.



Вдоль дорог на расстоянии дневного перехода римляне строили города по типу военных лагерей. В центре располагался преторий – палатка главнокомандующего – претора. По левую сторону - палатка казначея (квестора) – квесторий. По правую сторону форум – палатка легата (помощника претора). Вдоль главной улицы размещались палатки трибунов, главных военачальников – шесть в каждом легионе и префектов – (начальников – смотрителей).

Главная улица – 30 м шириной, улица Претория – 15 м. Общая протяжённость лагеря на два легиона – 645 м.

Города – колонии .

Разбивка городской территории начиналась с определения геометрического центра города и определения направления двух главных улиц «кардо» - север – южного направления и «декуманус максимус» – запад – восток. В дальнейшем ориентация была не столь строга. Параллельно направлениям главных улиц прокладывались улицы второстепенного значения.

Декуманус максимус - 12 м шир.

Кардо - 6 м

Второстепенные улицы - 4 м

Главный перекрёсток города – тетранс - отличался специальным архитектурным сооружением - тетрапилом - кубическое здание со сквозными проездами.

Тетрапил заменялся четырьмя монументальными столбами, расположенными на главном городском перекрёстке.

Въезды в город отмечались триумфальными арками (красивыми городскими воротами).

Размеры городов не превышали 14,7 га (Кремона). Болонья и Флоренция (10 га).

г.Аоста (26 – 25 гг до н.э.) 724 х 572 м – размеры города.

Крупные кварталы: 143 х 181 м. Амфитеатр, театр, Термы, храм. Триумфальная арка.

К началу императорского периода Рим представлял собой город с расходившимися от него сухопутными и морскими дорогами, соединившими его с такими отдалёнными территориями, как Северная Африка, Малая Азия, Испания, Британия и т.д. Вдоль дорог располагались укреплённые регулярные города. Рим напоминал огромного паука, который «заткал» паутиной дорог и поселений огромную территорию, протяжённостью более 4-х тысяч километров.

В конце I в до н.э. Октавиан Август взял в свои руки всю военную власть (империум) и получил право называться императором.

Это был золотой век темского искусства .

Поэты:Вергилий, Гораций, Тибулл, Овидий. Географ и историк Страбон.

Архитектор Витрувий . Десять книг об архитектуре. Витрувий подытожил огромный опыт эллинистической и римской архитектуры.

В 1-ой книге он говорит о главных требованиях при выборе места для основания города :

Благоприятные климатические и топографические условия;

Наличие питьевой воды;

Системы водных и сухопутных дорог для торговли;

Плодородная земля.

По Витрувию, в области эстетики архитекторы должны придерживаться ординации (ордерной системы), разумной диспозиции (планировки), соблюдения гармонии, симметрии (соразмерности), декорума (соответствия) и дистрибуции (распределения ресурсов).

27 г. до н.э. Рим свободно развивался между холмов, где строились форумы, на Марсовом поле, где возникли зрелищные сооружения, портики и храмы. На холмах, среди садов и живописной природы, располагались патрицианские виллы.

Строительство в городе велось на частные средства, даже мощение дорог. Особо прославился своей инженерной деятельностью Агриппа , который ремонтировал древние водопроводы – Аква Апиа, Анио Ветус, Аква Анция, Аква Тепула – и строил новые – Аква Юлия и Аква Вирго. Аква Вирго снабжал водой новые термы Агриппы на Марсовом поле. Всего в Риме было построено 700 бассейнов, 500 фонтанов, 130 резервуаров. Вокруг Терм Агриппа устроил сады с портиками, скульптурой, большими бассейнами и каналами, служившими дренажами заболоченной территории Марсова поля. Этот район стал местом увеселений и гуляний горожан.

С именем императора Августа связана застройка главных холмов Рима: Капитолийского и Палатинского. На Капитолийском холме были построены холмы Юпитера и Аполлона; на Палатинском холме – дворец, сад, большой цирк. Отремонтирован и достроен форум Романум. Достроена базилика Юлия, построен поминальный храм Юлия Цезаря, храм Кастора и Поллукса, подновлён храм Сатурна, выстроен храм Согласия. Продолжено мощение форума.

В составе форума сохранились материальные остатки царского и республиканского периодов развития города: атриум и храм Весталок, Царские чертоги, базилика Эмилия, храм Сатурна, трибуна для ораторов – Ростра и др.

Форум Романум – прекрасный архитектурный ансамбль, отражавший сочетания греческого и римского градостроительного искусства. Отсутствие жёсткой прямоугольной формы и симметрии, наличие разновеликих сооружений, живописность, открытость и включение окружающего пейзажа.

Новый Форум Августа построенперпендикулярно к форуму Цезаря. Пространство 50 х 100 м, окружённое колоннадой и экседрами. В конце площади – храм Марса Ультора (т.е. мстителя). Форум был окружён высокими 30 – метровыми стенами, изолировавшими его от города. Фактически было создано полугородское и полуинтерьерное пространство, характерное для императорского Рима. Имел прекрасное мраморное мощение. Декоративное убранство: дорогой камень, бронза. Это было полугородское полуинтерьерное пространство, куда допускались не все жители города.

При династии Флавиев (после 68 г.) построен обширный форум Мира и

Колизей (75 – 80 гг). Размеры овального основания 188 х 144 м. – 50 тыс. зрителей, высота 48,5 м (выше холмов, которые не превышали 36 м). Огромная чаша Колизея заняла центрирующее положение в городе и превратилась в его своеобразное статическое ядро . Связующим звеном между Колизеем и форумом Романум стала арка Тита (арх.Рабирий). Она была построена на переломе рельефа и фиксировала направление священной улицы (Виа Сакра). На противоположной стороне форума у подножия Капитолийского холма рядом с храмом Согласия был построен небольшой храм Веспасиана.

Дворец Флавиев на Палатинском холме (арх. Рабирий)– комплекс помещений, группировавшихся вокруг перистиля. Среди них особенно выделялся тронный зал 29 х 35 м.

С именем Рабирия связан Проходной форум с храмом Минервы - окружён высокой стеной, имел замощение (как форум Августа). Постройки Флавиев отличаются более крупным масштабом, чем постройки начала века, и более соответствовали статусу Рима, как столице империи.

II столетие н.э . Рим достиг вершины своего развития – превратился в крупнейший мировой центр.

Население Рима – 1 млн. чел. Пестрый социальный состав населения:

· Верхний слой :

сенаторы (крупные землевладельцы),

всадники (чиновники, военачальники, землевладельцы)

· Значительную часть римского населения составляли - плебеи : торговцы, ремесленники, городская беднота

· рабы – ремесленники, рабы служащие,

· большое число вольноотпущенников проживало в городе,

· иностранцы - перегрины , т.е. свободные не имевшие ни римского, ни латинского гражданства лица.

С целью борьбы и предотвращений возможных городских восстаний (т.к. основной состав населения относился к неимущим сословиям) – проведение внутренней политики властителей – в подачках народу «хлеба и зрелищ». В городе существовали специальные раздаточные пункты питания.

Второе средство отвлечений народных масс от восстаний – многочисленные развлечения и зрелища → Строительство стадионов, терм, амфитеатров, цирков.

Увеличение численности населения Рима сказалось и на характере жилой архитектуры.

Основное население ютилось в многоэтажных домах - инсулах .

в I в. в Риме 1790 особняков

46 602 инсулы.

Жилые комнаты в инсулах группировались по коридорной системе. Жилые улицы были узкими и тёмными, при ширине 5 м высота домов 20 м.

Движение пешеходное, богатых горожан носили на крытых носилках.

Зодчество Древнего Рима носит наследственный характер. Оно покоится на достижениях древнегреческих архитекторов. Колоссальная территория, простирающаяся от Британских островов до Египта, сыграла немаловажную роль в формировании культуры империи. Завоёванные провинции (Сирия, Галлия, Древняя Германия и др.) обогатили творчество римских строителей местными особенностями.

Архитектура Древнего Рима стала итогом развития искусства древней цивилизации. Она дала множество новых типов построек: библиотеки, виллы, архивы, дворцы.

Развитие древнеримской культуры прошло через следующие этапы:

Царский;

Республиканский;

Императорский.

Римские зодчие вдохновлялись работами мастеров с захваченных территорий, которых свозили в столицу империи. Особенно они преклонялись перед достижениями греков и изучали их философию, поэзию, ораторское искусство. Греческие архитекторы и скульпторы съезжались в Рим. Первые скульптуры создавались как греческие копии.

Римляне, в отличие от их соседей греков, поэтов и философов, имели утилитарный склад характера. Это были завоеватели, юристы и строители. Поэтому архитектура Древнего Рима носила прикладной характер. Наибольшего расцвета она достигла в инженерных постройках: мостах, термах, акведуках, дорогах.

Архитектура Древнего Рима основана на двух великих цивилизациях – греческой и этрусской. Этруски обладали отличными технологиями по постройке храмов, домов, гробниц. Именно они ввели арку и свод. Но, в отличии от греческих, храмы этрусков были построены из недолговечных материалов, поэтому мало сохранилось до наших дней.

Этрусская арка в Перуджи, Италия

Тем не менее, есть объекты, изучая которые можно получить много информации об этой культуре. Известно, что несущая конструкция зданий была из дерева, использовались кирпичи и терракотовые покрытия.

Этрусская арка в Перуджи представляет собой неповрежденный пример городских ворот.

Архитектура Древнего Рима: периоды

Реальная римская архитектура с оригинальными особенностями, которые перерабатывают этрусские и греческие влияния, определяется начиная со 2-го века до нашей эры.

Архитектура Римской Монархии

Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э. В начале своей истории Рим был монархией. Согласно традиции, после правления Ромула, на трон поднялся царь Нума Помпилий, который улучшил организацию территории города. Его сменил Тулл Гостилий, опытный латинский воин, завоевавший близлежащие города. Четвертым королем был Анко Марцио, построивший порт Остия, в устье Тибра.

Последовали этрусские правители — Тарквиний Приск приказал покрыть камнем рыночную площадь, Форо, построил многочисленные храмы и заказал прокопать канализацию Клоака-Максима для сброса грязной воды. Сервий Туллий обнёс город стеной.

Монархия закончилась на правлении Луция Тарквиния Гордого, который был изгнан из города в 509 году до нашей эры, и Рим стал республикой.

Архитектура Римской республики

Во времена республики, которая длилась почти пять столетий, Рим всегда был в состоянии войны. После завоевания этрусков и других народов, проживающих на территории сегодняшней Италии, Римская Республика завоевала территории Греции и других стран Средиземного моря. Активно велось строительство. Для перемещения армии нужны были хорошие дороги, их строились много. Дорога (лат. strata ) формировалась из нескольких слоев (итал. strato ) и ее поверхность была покрыта каменными плитами.

Архитектура периода Римской республики уделяет большое внимание практическим и функциональным аспектам строений.

Архитектура Римской империи

После того как Римская республика сменилась Римской империей в 31 году до н.э., наступил длинный период процветания для искусства и архитектуры. Под императором Августом, затем под Трояном и Адрианом архитектура римской империи достигла своего великолепия и играла немаловажную роль пропаганды власти.

Сохранились обширные свидетельства, относящиеся к архитектуре, где римляне демонстрируют отличные навыки в технике строительства, скульптуре (портреты, рельефы, которые дополняют архитектуру), живописи (фрески, мозаики).

Архитектура христианской эпохи

Период варварских нашествий знаменует упадок римской архитектуры. Приходит новая эпоха — христианская.

Основные характеристики римской архитектуры


Чентинатура. Деревянная констркуция для поддержки сводов
  1. В римской архитектуре, безусловно, просматривается великая преемственность с греческим искусством — симметрия, регулярность форм, использование архитектурных ордеров (дорический, тосканский, ионный и коринфский). На самом деле, вместо дорического ордера римляне использовали тосканский ордер (tuscanico/toscano ), который очень на него похож, разница заключалась лишь в том, что колонна была гладкой, без борозд (каннелюр ).
  2. От этрусков римляне переняли арки и своды, став главными специалистами по их использованию. При возведении арки и сводов использовали временную деревянную конструкцию для поддержки — чентинатуру (centinatura ). Из большого количества арок, стоящих друг за другом римляне формировали цилиндрический свод (volta a botte ), а пересечение двух цилиндрических сводов образовывало крещатый свод (volta a crociera ). Первыми строителями настоящих куполов тоже были римляне. Один из самых красивых купольных Сводов является – Пантеон.
Купольные своды в архитектуре Древнего Рима

Материалы и технологии

Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, употребляли гораздо реже. Многообразие кирпичных форм – удлиненные, квадратные, треугольные, пирамидной формы- помогали создавать крепкие конструкции и захваты.

Производство кирпичей обходилось тоже недешево, и требовалось много рабочей силы для кладки.

Именно поэтому их часто заменяли блоками туфа и травертина, или другими материалами. Чтобы ускорить строительство стен, римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (calcestruzzo) .

Бетон заливали в деревянные опалубки, уплотняли трамбовкой и, после его затвердевания, снимали опалубку. Такой метод строительства стен назывался opus caementicium .

Когда эту же технологию применяли для наполнения полостей двух несущих стен из кирпича или камня, то ее называли muratura a sacco . Таким образом, римляне получали толстые крепкие стены, экономя время и ресурсы. Техника не отражалось на эстетике, т.к. бетонная часть была внутри.


Архитектура Древнего Рима: строительство стен

Внешнюю кладку стен можно характеризовать по основным строительным традициям —

  • opus quadratum,
  • opus reticulatum,
  • opus incertum,
  • opus latericium.

Оpus quadratum

При работе с таким материалом, как мягкий туф, крупные камни в виде параллелепипеда были разрезаны и расположены рядами одинаковой высоты (opus quadratum) ; если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент принимал свою собственную многоугольную форму (opus poligonalis) .

Оpus reticulatum

При этой технике цемент вливался между стенками, образованными небольшими пирамидальными каменными блоками, основания которых, образовывали регулярную ромбовидную сетку.


Древнеримская каменная кладка: опус квадратум и опус ретикулатум

Оpus incertum

В opus incertum камни имеют неправильную форму, и их укомплектовка кажется почти случайной.

Оpus latericium

Обожжённые кирпичи прямоугольной формы (около 45 см х 30 см) накладывались в чередующимся порядке. Начиная с эпохи Августа его использование учащается. Благодаря тому, что со временем толщина кирпичей и их цвет менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных конструкций.

Opus mixtum

Несмотря на то, что кирпич обычно использовался однородно (opus testaceum), встречаются примеры его использования с другими камнями и рядами других кладок, создавая opus mixtum.


Каменная кладка Древнего Рима: опус латеричиум, опус инчертум, опус микстум

Архитектура и планировка городов (градостроительство)

Здесь два разных примера –

  1. сам город Рим, который уникален по своему развитию,
  2. и постройки новых городов.

Планировка большинства древнеримских городов была прямоугольной , основанной по принципу временных лагерей легионеров – castrum .


Планировка городов Древнего Рима

А именно, поселения разбивали и застраивали вдоль двух главных улиц – кардо (ориентирована с севера на юг) и Декуманус (с востока на запад). Место пересечения этих улиц отводили для главной площади города – Форо.


Реконструкция планировки города Римини

В городах сооружались дороги, водопроводы, канализация, мосты. Строились различные здания:

  • дома для проживания (Domus, Insulae и Villas);
  • для отдыха (театры, амфитеатры, цирки и термы);
  • предназначенные для поклонения богам (храмы);
  • для политической и административной деятельности (Курия и Базилика)
  • и праздничные памятники (триумфальные арки и колонны).

Краткий видеообзор-реконструкция архитектуры Древнего Рима: