Всё о судостроительном заводе "Пелла". Пелла - македонская столица Восстановление памяти о Пелла

15.11.2021

Вы, наверняка, не раз слышали о неком Македонском государстве? Во всяком случае, о его царе – великом Александе Македонском уж точно. Так вот, город Пелла – древняя столица великого Македонского царства, место, где собственно и родился Александр Великий.

Во времена правления Филиппа II и Александра Македонского Пелла процветала и была самым крупным городом Македонии. Сегодня же руины древнего рода лежат в самом центре области на , в 40км от . Ежегодно множество туристов съезжаются сюда, чтобы побродить по некогда процветавшему богатому городу.

Место раскопок представляет собой огромный археологический парк и музей, на территории которых и расположены дошедшие до нас руины города. Здесь вы сможете увидеть святилище Афродиты и храм Деметры , а также знаменитые развалины дворца с мозаичными полами. Эти мозаики – одно из главных сокровищ Пеллы. Выполненные из речной гальки, они изображают картины повседневной жизни древних греков и события из мифов – похищение Елены Прекрасной, битву амазонок либо охоту на оленей. Все исследователи и специалисты в один голос заявляют, что данный уровень мастерства не только был редкостью в древнем мире, но и сама техника выполнения мозаики существенно повлияла на развития искусства в Греции – впервые изображение кажется «объемным» благодаря использованию гальки разных оттенков. Кстати, обратите внимание на то, как искусно подобраны камешки друг к другу – не только по размеру, но и по форме!

Еще одна местная достопримечательность – центральная площадь древней Пеллы — Агора, — спроектированная знаменитым греческим архитектором Гипподамом . Не смотря на древний век, на агоре имелась своя собственная система водоснабжения и канализация. Вокруг главной площади расположены руины некогда роскошных домов в дорическом и ионическом стиле, а также в центре города находится невысокий холм Акрополь и руины дворцового комплекса общей площадью почти 6га – вот уж было где развернуться!… Большая, прямоугольной формы площадь агоры была окружена дорическими портиками, за которыми находились магазины и гончарные мастерские, к северу от площади располагался храм Афродиты с ритуальными залами и Святилище нимф.

Большинство уникальных мозаик и других артефактов, найденных при раскопках, хранятся сейчас в , лежащем через дорогу от главной территории раскопок. В музее собрана коллекция из более, чем 3 тысяц экспонатов: ювелирных украшений из золота и драгоценных камней, великолепных древних экспонатов — архитектурных и топографических чертежей, ваз, статуй и статуэток, монет эллинистического и македонского периода, и многого другого.

На территории музея есть кафе, где вы сможете перекусить и выпить чашечку кофе, также здесь есть магазин сувениров. Вход на территорию археологических раскопок – 6 евро (включая посещение музея).

Древнегреческий город Пелла – столица легендарного Македонского царства и родина знаменитого полководца Александра Великого. Руины древнего города расположены в нескольких километрах от современной Пеллы и примерно в 40 км от Салоников.

Первые упоминания о Пелле встречаются в трудах древнегреческого историка Геродота. В конце 5-го века до н.э. македонский царь Архелай перенес столицу из священного города Эги в Пеллу и построил здесь роскошный дворец, роспись которого поручили знаменитому древнегреческому художнику Зевксису. Город стал стремительно расти и развиваться, и в начале 4-го века Пелла уже была крупнейшим городом Македонии. Наивысшего же расцвета город достиг в период правления Филиппа и его знаменитого сына Александра Великого. В 168 году до н.э. Пелла была завоевана и разграблена римлянами. Некоторое время Пелла оставалась столицей одного из округов римской провинции Македония, но, впоследствии, уступила свой статус Салоникам. Со временем город пришел в упадок, а землетрясении в 1 веке до н.э. окончательно разрушило его.

Исследования и первые раскопки древней Пеллы датируются началом 20-го столетия, но масштабные систематические работы начались уже в 50-х годах 20-го века. В ходе раскопок был обнаружен монументальный дворцовый комплекс – резиденция македонских царей и, собственно, сама древняя Пелла, расположенная несколько южнее дворца. Город построен в соответствии с градостроительной системой знаменитого древнегреческого архитектора Гипподама с рядами пересекающихся под прямым углом улиц. В центре города располагалась городская Агора, окруженная колоннадой и занимающая площадь примерно 70000 кв.м., на территории которой находились магазины, мастерские, административные здания и т.д. Пелла была также оснащена системами водоснабжения и канализации. Археологи обнаружили множественные развалины одно- и двухэтажных жилых зданий (в некоторых из них сохранились потрясающей красоты напольные мозаики из гальки), а также останки крепостных стен, руины городской гавани (в античные времена Пелла соединялась с заливом Термаикос судоходной лагуной) и древние захоронения. Часть археологического объекта сегодня доступна для туристов.

Руины Древней Пеллы признаны важным историческим и археологическим памятником и находится под защитой государства. Раскопки продолжаются здесь и в настоящее время и вполне вероятно в будущем нас ожидают новые удивительные открытия.

В 2009 году на территории раскопок древней Пеллы открыт Археологический музей, который по праву считается одним из лучших музеев подобного рода в Греции.

Древний город Пелла, известный также под местным названием - Табакит-Фахль, известен своей богатейшей историей. Здесь находится множество интересных археологических памятников, большинство из которых относится к греко-римскому, исламскому и византийскому периодам (12-14 века н.э.). Но некоторые находки, сделанные здесь, относятся к древнейшим свидетельствам человеческой культуры. Раскопки на территории Пеллы ведутся и в настоящее время - город горячо любим археологами как интереснейший объект для исследований.

Пелла находится на севере долины реки Иордан, неподалёку от Аммана. В греко-римскую эпоху город входил в Декаполис (Десятиградье) - объединение десяти экономически и культурно развитых городов.

Своему названию город Пелла обязан одноимённому городу, в котором родился Александр Македонский. Как и на родине полководца, здесь находились целительные горячие источники, поэтому солдаты Александра Македонского дали городу такое же название, - Пелла. Но сам город был основан задолго до периода правления Александра Македонского. Благодаря уникальным археологическим находкам, можно утверждать, что на территории Пеллы уже в эпоху палеолита существовала оседлая жизнь. Во втором же тысячелетии до н.э. Пелла уже была городом.

Главная достопримечательность Пеллы - развалины византийского крупного храмового комплекса. Он был построен христианами и использовался для совершения христианских богослужений, несмотря на утвердившийся в этом регионе ислам.

Развалины большого античного театра - Одеона тоже являются значимой находкой археологов. Он был построен в 1 веке н.э. в центре города. Возле Одеона сохранилось несколько старинных фонтанов, из которых особого внимания заслуживает римский фонтан "Нимфей". Среди сохранившихся в Пелле византийских церквей, стоит обратить внимание на Восточную и Западную. Восточная церковь расположена на высоком холме, со смотровой площадки которого открывается отличный вид на город - место, особенно удачное для фотосъёмки. Западная церковь, возведение которой относится к 4 веку н.э., сильно пострадала от землетрясения - всё, что осталось от неё, - это три колонны, которые были частью колоннады внутреннего двора.

Также туристы увидят в древней Пелле такие памятники древности, как: жилой квартал раннеисламского периода - улочки, дома, магазины; и развалины построенной в период мамлюков мечети.

Говоря о редчайших и древнейших памятниках, которые туристы могут лицезреть в Пелле, стоит отметить остатки укреплённых с целью обороны городов Бронзового и Железного веков; артефакты, которые относятся к Ветхому и Новому завету; следы Халколитического поселения человека (4 век до н.э.). В результате современных раскопок, проведённых не так давно, обнаружены подтверждения, что древние поселение существовали в Пелле 10 тысячелетий назад.

Экскурсия в древний город Пелла, в котором всё буквально пропитано древностью, стариной, надолго останется в вашей памяти.

В источниках нет точной даты перенесения столицы Древней Македонии из Эг в Пеллу, равно как нет и имени того, кто это сделал. Однако, вероятнее всего, это произошло в V в. до н. э. во время правления царя Архелая. Название новой македонской столицы традиционно возводят к слову πέλλα (др.-макед. «камень»). Причиной этому, скорее всего, послужила главная гордость и достопримечатель ность города со времен его основания - высокая каменная цитадель. К началу IV в. до н.э. Пелла стала крупнейшим городом региона. Ко двору македонских правителей съезжались лучшие греческие архитекторы, художники, скульпторы, поэты, музыканты и философы. Здесь жил и обрел свое последнее пристанище Эврипид , не раз воспев в своих произведениях красоты новой столицы. Ему вторил Ксенофонт , называя Пеллу самым лучшим и большим из всех городов Македонии.

Почетное место в центре города занимала построенная в последней четверти IV века до н. э. агора, являясь архитектурной жемчужиной Пеллы, уникальной как по замыслу, так и по размеру. Агора была спроектирована знаменитым греческим архитектором Гипподамом и охватывала площадь примерно в 7 гектаров, что составляло 10 городских кварталов. Площадь агоры была окружена дорической колоннадой, за которой располагались торговые ряды и гончарные мастерские. Неподалеку были возведены храмы Афродиты, Деметры, Кибелы и Святилище нимф.

Пелла была одним из первых известных городов, которые имели централизованное водоснабжение для каждого жилого дома и утилизацию сточных вод. Стены круглых внутренних двориков были украшены фресками. Здесь также находились уникальные галечные мозаики. Среди них наиболее известны изображения льва-грифона, сражающегося с оленем, похищение Елены, Дионис верхом на леопарде, а также сцены царской охоты на оленя и льва с участием Александра и, по всей вероятности, его ближайшего друга Гефестиона. Эти мозаики украшали полы богатых домов, в особенности знаменитого дома Диониса. Уровень мастерства, с которым они выполнены, признаны неоспоримой редкостью в древнем мире.

Сам царский дворец, к оформлению которого приложил руку прославленный греческий художник Зевксис, был возведен на центральном холме и занимал значительную площадь, вероятно, около 60 тыс. квадратных метров. Он состоял из нескольких крупных архитектурных групп, расположенных в два ряда. В каждом из них вокруг центральной площади двора располагался ряд комнат. Благодаря своему расположению и высокому фундаменту дворец, при взгляде на него из города, казалось, парил в воздухе. Размеры комплекса указывают на то, что, в отличие от дворца в Эгах, дворец Пеллы был не только царской резиденцией, но и местом размещения правительства.

Единственное описание древнего города относится ко II в. до н. э.:

«Стоит Пелла на холме, глядящем на зимний закат; вокруг нее болота, непроходимые ни летом, ни зимою, - их питают разливы рек. Крепость Факос возвышается как остров среди болот в том месте, где они подходят к городу всего ближе; стоит она на громадной насыпи, способной выдерживать тяжесть стен и не страдать от влаги болот, ее облегающих. Издали кажется, что крепость соединена со стеною города, хотя на самом деле их разделяет ров с водой, а соединяет мост, так, чтобы врагу было не подступиться, а любой пленник, заточенный царем, не мог бы бежать иначе как через мост, который легче всего охранять. Там, в крепости, была и царская казна…»

(Тит Ливий)

Таким был город, давший миру человека, изменившего ход истории.

Сын македонского царя Филиппа ІІ и его жены, царицы Олимпиады , появился на свет в ночь с 20 на 21 июля 356 г. до н.э. Новорожденный царевич был назван матерью Александром.

Первые годы жизни мальчик провел в Пелле на женской половине дворца, находясь под наблюдением царицы, воспитавшей его согласно собственным убеждениям. Олимпиада привила сыну свою страсть к мистицизму и увлеченность древними культами. До семи лет царевич рос преимущественно в окружении женщин - матери и кормилицы Ланики, далее же воспитанием мальчика занялись очень основательно.

Первым воспитателем Александра стал приглашенный в Пеллу из Эпира родственник Олимпиады, Леонид . Суровый наставник всячески старался отдалить царевича от двора. Система, по которой он воспитывал мальчика, больше походила на спартанскую: регулярные вылазки в горы без запасов воды и продовольствия, каждодневные изнурительные тренировки, усвоение навыков боя и охоты и скудный обед один раз в день - таким было детство семилетнего Александра. Поблажки, сладости, украшения - все пресекалось самым решительным образом. Дошло до того, что мальчику на какое-то время было запрещено даже присутствовать за царским столом. Леонид преследовал цель сделать из царевича закаленного воина, равнодушного к богатству и роскоши, презирающего помпезность двора и умеющего обходиться без всяких радостей в жизни - как телесных, так и душевных. О результатах такого подхода к воспитанию Александра Плутарх сообщает следующее: «Еще в детские годы обнаружилась его воздержность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра приводило к тому, что его образ мыслей был не по возрасту серьезным и возвышенным». Наука грозного молосса несколько подорвала здоровье будущего царя, однако вместе с тем оказала и неоценимую пользу, воспитав в нем непреклонную стойкость.

Следующим воспитателем Александра в Пелле стал акарнанец Лисимах . Он поощрял увлеченность мальчика легендарными сказаниями и гомеровским эпосом, и на радость Александру называл его Ахиллесом, Филиппа - Пелеем, а себя - Фениксом (Фениксом звали воспитателя Ахиллеса). Полная противоположност ь жесткому Леониду, этот человек сразу полюбился царевичу. Между ними завязалась дружба настолько тесная, что по прошествии многих лет Лисимах отказался оставаться в Македонии и, несмотря на почтенный возраст, последовал за любимым воспитанником в Азию.

Среди прочих пелльских педагогов царевича памятны имена Филиска, сын которого Онисикрит наряду с другими философами сопровождал Александра в Индийском походе, и математика Менехоса - бывшего ученика Платона .

Поскольку ничего лучшего на тот момент не существовало, Александр получил в Пелле начальное образование по греческой системе: грамматика, гимнастика, музыка и рисование. В процессе обучения давались также общие знания по геометрии, астрономии и арифметике. Большое внимание уделялось атлетическому развитию, для чего часто устраивались состязания в беге, прыжках, метании копья и диска, а также борьбе. Известно, что Александр играл на кифаре и хорошо пел, причем настолько хорошо, что Филипп запретил ему это делать на людях: по его отнюдь не скромному мнению это приличествовало только актерам и евнухам.

В это же время дворец стал свидетелем дипломатической встречи царевича с персидскими послами. Персы не согласовали свой приезд с военными делами Филиппа, и когда богатое посольство прибыло в Пеллу , царя в столице не оказалось. Семилетний Александр счел единственно возможным принять почетных гостей самому. Эта встреча оставила в памяти персов неизгладимый след. И если на лучший прием и угощения они рассчитывали изначально, то беседа с сыном македонского правителя застала их врасплох: мальчик не задал им ни одного детского вопроса. Вместо этого он много расспрашивал послов о дорогах в Персии, маршруте, по которому они прибыли, о самом персидском царе, его армии, и о том, с какими странами он находится во вражде, а с какими дружен. Очевидно, персидские посланники не восприняли ребенка всерьез и только со временем поняли, что отвечая на вопросы Александра, сами рассказали все, на что потребовался бы не один десяток шпионов.

Филипп большую часть времени проводил в походах, поэтому воспитанием сына мог заниматься разве что от случая к случаю. И хотя он понимал, что лучше него никто не преподаст царевичу науку править и воевать, возможности делать это самому у правителя не было. Однако у него было желание дать Александру самое лучшее образование и приобщить его к высокой культуре Греции. Культурное направление, в котором Александра воспитывали до этого, не слишком устраивало царя: на одних сказаниях о богах и героях далеко не уйти. Наследник его престола нуждался к наставнике не просто хорошем, а лучшем из лучших. И Филипп не колебался в выборе, пригласив в Пеллу Аристотеля. Некоторое время философ занимался с Александром в столице, однако вскоре вместе с царевичем и другими воспитанниками переехал в построенную специально для этой цели школу в Миезе.

Когда Александру исполнилось шестнадцать, Филипп решил, что сыну пора привыкать к реалиям жизни. Забрав царевича из идиллической Миезы снова в Пеллу, царь стал привлекать его к управлению государством. Отправившись в поход на Византий (340 г. до н. э.) Филипп оставил сына регентом под присмотром опытных советников, доверив ему государственную печать и вместе с ней право царской власти. В течение двух последующих лет Александр успешно справлялся с возложенной на него ответственностью, пока царь воевал в Фессалии, Фокиде, Фракии, Иллирии и Скифии.

Вступив на трон, Александр пробыл в Пелле считанные месяцы, однако в общем провел в ней чуть менее шестнадцати лет.

Оставалась столицей Македонии еще несколько столетий. Город пришел в упадок по неизвестным причинам (вероятно, вследствие землетрясения) к концу Ι в.

В сегодняшней Пелле мало что напоминает о ее былом величии. Лишь руины некогда величественного города - маленький осколок созданного Филиппом II великого царства, расцветом своего могущества обязанного его сыну Александру. Только белоснежные колонны по-прежнему устремлены вверх, поддерживая уже не потолки, а теперь, кажется, само небо. Пелла является очередным примером горькой шутки времени: будь то человек или город - чем более значимо его место в истории, тем меньше остается от него потомкам впоследствии. Только слава его продолжает жить в веках как залог бессмертия.

    Остров Сими

    Остров Сими принадлежит к числу самых красивых и наиболее посещаемых на Додеканесе. Прежде всего, поражает красотой порт, который называют самым красивым в Греции. Город взбирается террасами по склонам выходящих к берегу холмов. Построен он преимущественно в 19 в. Дома с балкончиками и черепичными крышами, окрашенные в различные тёплые цвета. Город объявлен памятником архитектуры, и перестройка старых зданий и строительство новых категорически запрещается.

    Споры об этом продолжаются и по сей день. Их ведут историки, грековеды, литераторы и простой люд. Образованная, незамужняя, свободных взглядов женщина, ведущая образ жизни абсолютно независимый. Таковыми считают гетер древней Греции. Были среди этих дам и те, что играли основополагающие роли в общественной жизни Греции. Дома таких гетер были центром для общения политиков, деятелей искусства, общественников.

    Семья в понимании греков

    Художники слова в Древней Греции

    В этой статье я вкратце представлю греков,которые воспевали в своем творчестве жизнь и красоту. Прежде всего это поэты: Гомер и Гесиод - крупнейшие представители эпической поэзии, сюжетами которой являются главным образом великие войны, радости и горести целого народа; Сапфо, Архилох, Алкей, Алкман, Пиндар и Вакхилид - представители лирической поэзии, декламировавшие свои стихи в сопровождении лиры и музыки вообще;

    Ахиллион - дворец печальной императрицы.

    Среди многочисленных достопримечательностей острова Корфу, особой жемчужиной сверкает изумительный Ахиллион. Он находится в небольшом городке Гастури в 10-ти километрах от столицы острова. Этот дворец еще называют Дворцом печальной императрицы. Кто эта императрица и почему так назван дворец, поведает вам эта статья.

История

Впервые название Пеллы прозвучало у Геродота при описании похода персидского царя Ксеркса на Грецию в 480 до н. э. ; Геродот назвал Пеллу городом, расположенным в области Боттиея, населённой племенем боттиев .

Стефан из Византия в своем географическом трактате заметил: прежде Пелла в Македонии называлась Боуномос или Боуномейя. В царствование македонского царя Александра I ( - гг. до н. э.) земли Македонии стремительно расширялись на север и восток за счёт вытеснения и поглощения фракийских и прочих племён. При сыне Александра I, царе Пердикке II , Пелла уже входила в состав Македонии, а племя боттиев переселилось на п-в Халкидику . Когда фракийский царь Ситалк вторгся в Македонию во 2-й половине V в. до н. э. , македоняне укрылись в немногочисленных крепостях, делая партизанские вылазки против врага. Возможно именно тогда Пердикка II решил сделать Пеллу, расположенную в защищённом месте, практически в центре Эматии , своей столицей.

Неизвестно, кто именно и когда перенёс столицу Македонии из священных Эг в Пеллу, но по крайней мере сын Пердикки, македонский царь Архелай ( - гг. до н. э.), построил там роскошный дворец, на роспись которого пригласил известного греческого художника Зевксиса . Здесь был погребён Еврипид .

«Консул со всем войском покинул Пидну, назавтра был он у Пеллы и поставил лагерь в миле от города, несколько дней стоял там, со всех сторон рассматривая расположение города, и убедился, что не зря здесь обосновались цари Македонии: стоит Пелла на холме, глядящем на зимний закат; вокруг неё болота, непроходимые ни летом, ни зимою, - их питают разливы рек. Крепость Факос возвышается как остров среди болот в том месте, где они подходят к городу всего ближе; стоит она на громадной насыпи, способной выдерживать тяжесть стен и не страдать от влаги болот, её облегающих. Издали кажется, что крепость соединена со стеною города, хотя на самом деле их разделяет ров с водой, а соединяет мост, так, чтобы врагу было не подступиться, а любой пленник, заточённый царем, не мог бы бежать иначе как через мост, который легче всего охранять. Там, в крепости, была и царская казна… »

После римского завоевания Македонии во II в. до н. э. Пелла какое-то время оставалась центром одного из 4 административных округов, на которые римляне поделили Македонию, но потом центр перенесли в более удобно расположенную Фессалоники , а бывшая столица македонских царей оказалась заброшенной. Лукиан в 180 году назвал Пеллу незначительным городком с малым числом жителей.

Крепость среди болот не выдержала испытаний мирного времени. В I в. до н. э. землетрясение разрушило город. Природные изменения ландшафта также способствовали забвению Пеллы. Бывшая когда то портом на озере и имевшая выход в Эгейское море через реку Лудий, со временем Пелла оказалась сухопутным городом.

Археология

В наше время о существовании Пеллы напоминали только античные руины близ городка Айи Апостоли (греч. Άγιοι Απόστολοι ), но уверенности, что это именно тот самый город - место рождения Александра Великого - не было. В г. Айи Апостоли, расположенный в километре от развалин древнего города и в 40 км к северо-западу от Салоник (греч. Салоники или Фессалоники Θεσσαλονίκη), сменил имя на Пелла.

Раскопки в Греции на предполагаемом месте античной Пеллы начались в г. и были продолжены с г. В г. обнаружены декоративные черепицы с надписями Пелла, подтвердившие правильность предположений археологов. В процессе раскопок найдены поселение периода неолита (7-е тысячелетие до н. э.), следы дворцового комплекса площадью 6 га, крепости. От стен крепости остался только каменный фундамент, сами стены были выложены из сырцового кирпича, который с течением времени превратился в грязь, покрывшую фундамент.

Античный город площадью около 2 км² располагался к югу от дворца. В центре находилась большая площадь (агора), а сам город регулярно спланирован пересекающимися под прямым углом улицами шириной в 9-10 м. Здания (почти 500) были одно- и двухэтажные.

Мозаика

Охота на льва («Дом Диониса», кон. IV в. до н. э.)

На полах некоторых зданий найдены хорошо сохранившиеся мозаики периода раннего эллинизма .

Особый интерес представляют напольные мозаики андронов т. н. «Дома Диониса» («Дионис», «Охота на льва»), и «Дома похищения Елены» («Охота на оленя» и «Похищение Елены» (сохр. фрагмент)).

На мозаике изображающей сцену охоты на оленя выложена надпись: «γνῶσις ἐποίεσεν» («Гносис сделал») - первый в истории мозаики автограф автора.

Охота на оленя («Дом похищения Елены», кон. IV в. до н. э.)

Это новый уровень мозаичного искусства, которого не знали ни мастера классической Греции и долго ещё не достигнут мастера эпохи эллинизма. Здесь впервые появляется реалистичность: пространство и объём, свободно используется цвет. В технике - тщательнейший отбор камешков не только по размеру, но и по форме, для лучшей детализации применяются новые материалы - полоски глины и свинца.