О некоторых проблемах контроля за соблюдением порядка использования воздушного пространства. Первичные рлс обзора воздушного пространства (прлс) Требования к основным характеристикам прлс

21.11.2021

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3(5-6)/1997

О некоторых проблемах контроля за соблюдением порядка использования воздушного пространства

Генерал-полковник В.Ф.МИГУНОВ,

кандидат военных наук

Полковник А.А.ГОРЯЧЕВ

ГОСУДАРСТВУ принадлежит полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства над его территорией и территориальными водами. Использование воздушного пространства Российской Федерации регламентируется законами, согласующимися с международными нормами, а также нормативно-правовыми документами Правительства и отдельных ведомств в пределах их компетенции.

Для организации рационального использования воздушного пространства страны, управления воздушным движением, обеспечения безопасности полетов, контроля за соблюдением порядка его использования создана Единая система управления воздушным движением (ЕС УВД). Соединения и части Войск противовоздушной обороны как пользователи воздушного пространства входят в состав объектов управления этой системы и в своей деятельности руководствуются едиными для всех нормативно-правовыми документами. В то же время готовность к отражению внезапного нападения воздушного противника обеспечивается не только непрерывным изучением расчетами командных пунктов Войск ПВО складывающейся обстановки, но и осуществлением контроля за порядком использования воздушного пространства. Правомерен вопрос: нет ли здесь дублирования функций?

Исторически сложилось так, что в нашей стране радиолокационные системы ЕС УВД и Войск ПВО возникли и развивались в большой степени независимо одна от другой. В ряду причин этого - различия в потребностях обороны и народного хозяйства, объемах их финансирования, значительные размеры территории, ведомственная разобщенность.

Данные о воздушной обстановке в системе УВД используются для выработки команд, передаваемых на борт воздушных судов и обеспечивающих их безопасный полет по заранее запланированному маршруту. В системе ПВО они служат для выявления летательных аппаратов, нарушивших государственную границу, управления войсками (силами), предназначенными для уничтожения воздушного противника, наведения средств поражения и радиоэлектронной борьбы на воздушные цели.

Поэтому принципы построения указанных систем, а следовательно, и их возможности значительно различаются. Существенно то, что позиции радиолокационных средств ЕС УВД располагаются вдоль воздушных трасс и в районах аэродромов, создавая поле управления с высотой нижней границы около 3000 м. Радиотехнические подразделения ПВО размещены прежде всего вдоль государственной границы, а нижняя кромка создаваемого ими радиолокационного поля не превышает минимальную высоту полета летательных аппаратов потенциального противника.

Система контроля Войск ПВО за порядком использования воздушного пространства сложилась в 60-е годы. Ее базу составляют радиотехнические войска ПВО, разведывательно-информационные центры (РИЦ) КП соединений, объединений и Центрального командного пункта Войск ПВО. В процессе контроля решаются следующие задачи: обеспечение КП частей, соединений и объединений ПВО данными о воздушной обстановке в их зонах ответственности; своевременное выявление летательных аппаратов, принадлежность которых не установлена, а также иностранных воздушных судов-нарушителей государственной границы; выявление летательных аппаратов, нарушающих порядок использования воздушного пространства; обеспечение безопасности полетов авиации ПВО; содействие органам ЕС УВД в оказании помощи воздушным судам, оказавшимся в форс-мажорных обстоятельствах, а также поисково-спасательным службам.

Слежение за порядком использования воздушного пространства осуществляется на основе радиолокационного и диспетчерского контроля: радиолокационный заключается в сопровождении воздушных судов, установлении их государственной принадлежности и других характеристик с помощью радиолокационных средств; диспетчерский - в определении расчетного местоположения воздушных судов на основе плана (заявок на полеты, расписаний движения) и сообщений о фактических полетах, . поступающих на командные пункты Войск ПВО от органов ЕС УВД и ведомственных пунктов управления в соответствии с требованиями Положения о порядке использования воздушного пространства.

При наличии данных радиолокационного и диспетчерского контроля по воздушному судну производится их отождествление, т.е. устанавливается однозначная связь между информацией, полученной инструментальным способом (координаты, параметры движения, данные радиолокационного опознавания), и сведениями, содержащимися в извещении о полете данного объекта (номер рейса или заявки, бортовой номер, исходный, промежуточные и конечный пункты маршрута и др.). В случае если не удалось отождествить радиолокационную информацию с планово-диспетчерской, то обнаруженное воздушное судно классифицируется как нарушитель порядка использования воздушного пространства, данные о нем немедленно передаются взаимодействующему органу УВД и принимаются адекватные обстановке меры. При отсутствии связи с нарушителем или когда командир воздушного судна не выполняет распоряжения диспетчера, истребители ПВО осуществляют его перехват и сопровождение до назначенного аэродрома.

В числе проблем, оказывающих наиболее сильное влияние на качество функционирования системы контроля, следует в первую очередь назвать недостаточную разработанность нормативно-правовой базы, регламентирующей использование воздушного пространства. Так, неоправданно затянулся процесс определения статуса границы России с Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном в воздушном пространстве и порядка контроля за ее пересечением. В результате возникшей неопределенности выяснение принадлежности воздушного судна, осуществляющего полет со стороны указанных государств, заканчивается тогда, когда оно находится уже в глубине территории России. При этом в соответствии с действующими инструкциями часть дежурных сил ПВО приводится в готовность №1, включаются в работу дополнительные силы и средства, т.е. неоправданно расходуются материальные ресурсы и создается излишняя психологическая напряженность у лиц боевых расчетов, чреватая самыми серьезными последствиями. Частично данная проблема решается в результате организации совместного боевого дежурства с силами ПВО Белоруссии и Казахстана. Однако полное ее решение возможно только при замене действующего Положения о порядке использования воздушного пространства новым, учитывающим сложившуюся ситуацию.

С начала 90-х годов условия выполнения задачи контроля за порядком использования воздушного пространства неуклонно ухудшаются. Это обусловлено сокращением численности радиотехнических войск и, как следствие, количества подразделений, причем в первую очередь были расформированы те из них, содержание и обеспечение боевого дежурства которых требовало больших материальных затрат. Но именно эти подразделения, располагавшиеся на морском побережье, на островах, сопках и в горах, имели наибольшую тактическую значимость. Кроме того, недостаточный уровень материального обеспечения привел к тому, что оставшиеся подразделения значительно чаще, чем раньше, теряют боеспособность из-за отсутствия горючего, запасных частей и др. В результате возможности РТВ по осуществлению радиолокационного контроля на малых высотах вдоль границ России значительно снизились.

В последние годы заметно уменьшилось количество аэродромов (посадочных площадок), имеющих прямую связь с ближайшими к ним командными пунктами Войск ПВО. Поэтому сообщения о фактических полетах поступают по обходным каналам связи с большими задержками или не поступают вовсе, что резко снижает достоверность диспетчерского контроля, затрудняет отождествление радиолокационной и планово-диспетчерской информации, не позволяет эффективно использовать средства автоматизации.

Дополнительные проблемы возникли в связи с образованием многочисленных авиапредприятий и появлением авиационной техники в частной собственности отдельных лиц. Известны факты, когда полеты выполняются не только без извещения Войск ПВО, но и без разрешения органов УВД. На региональном уровне существует разобщенность предприятий в вопросах использования воздушного пространства. Коммерционализация деятельности авиапредприятий сказывается даже на представлении ими расписаний движения воздушных судов. Типичной стала ситуация, когда они требуют их оплаты, а войска не располагают средствами для этих целей. Проблема решается путем изготовления неофициальных выписок, которые своевременно не обновляются. Естественно, снижается качество контроля за соблюдением установленного порядка использования воздушного пространства.

Определенное влияние на качество функционирования системы контроля оказали изменения в структуре воздушного движения. В настоящее время наблюдается тенденция роста международных рейсов и полетов вне расписаний, а следовательно, и загруженности соответствующих линий связи. Если учесть, что основным оконечным устройством каналов связи на КП ПВО являются устаревшие телеграфные аппараты, то становится очевидным, почему резко возросло количество ошибок при приеме извещений о планируемых полетах, сообщений о вылетах и др.

Предполагается, что перечисленные проблемы частично будут решены по мере развития Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, и особенно при переходе к Единой автоматизированной радиолокационной системе (ЕАРЛС). В результате объединения ведомственных радиолокационных систем впервые появится возможность использовать общую информационную модель воздушного движения всеми органами, подключенными к ЕАРЛС в качестве потребителей данных о воздушной обстановке, в том числе командными пунктами Войск ПВО, ПВО Сухопутных войск, ВВС, ВМФ, центрами ЕС УВД, другими ведомственными пунктами управления воздушным движением.

В процессе теоретической проработки вариантов применения ЕАРЛС возник вопрос о целесообразности и в дальнейшем возлагать на Войска ПВО задачу контроля за порядком использования воздушного пространства. Ведь органы ЕС УВД будут иметь ту же информацию о воздушной обстановке, что и расчеты командных пунктов Войск ПВО, и на первый взгляд достаточно контроль осуществлять только силами центров ЕС УВД, которые, имея непосредственную связь с воздушными судами, способны быстрее разобраться в обстановке. В этом случае отпадает необходимость в передаче на командные пункты Войск ПВО большого объема планово-диспетчерской информации и дальнейшем отождествлении ими радиолокационной информации и расчетных данных о местоположении воздушных судов.

Однако Войска ПВО, находясь на страже воздушных рубежей государства, в вопросе выявления воздушных судов - нарушителей государственной границы не могут полагаться исключительно на ЕС УВД. Параллельное решение этой задачи на командных пунктах Войск ПВО и в центрах ЕС УВД сводит к минимуму вероятность ошибки и обеспечивает устойчивость системы контроля при переходе с мирного положения на военное.

Имеется и другой довод в пользу сохранения существующего порядка на длительную перспективу: дисциплинирующее влияние системы контроля Войск ПВО на органы ЕС УВД. Дело в том, что суточный план полетов отслеживается не только зональным центром ЕС УВД, но и расчетом группы контроля соответствующего командного пункта Войск ПВО. Это касается и многих других вопросов, связанных с полетами воздушных судов. Такая организация способствует оперативному выявлению нарушений порядка использования воздушного пространства и их своевременному устранению. Трудно дать количественную оценку влиянию системы контроля Войск ПВО на безопасность полетов, но практика свидетельствует о прямой связи между надежностью контроля и уровнем безопасности.

В процессе реформирования Вооруженных Сил объективно существует опасность разрушения созданных ранее и достаточно отлаженных систем. Проблемы, рассмотренные в статье, весьма специфичны, однако они тесно связаны с такими крупными государственными задачами, как охрана границ и организация воздушного движения, которые будут актуальны и в обозримом будущем. Поэтому сохранение боеспособности радиотехнических войск, составляющих основу Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, должно быть проблемой не только Войск ПВО, но и других заинтересованных ведомств.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

BC / NW 2015 № 2 (27): 13 . 2

КОНТРОЛЬ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕРЕЗ КОСМОС

Климов Ф.Н., Кочев М. Ю., Гарькин Е.В., Луньков А.П.

Высокоточные средства воздушного нападения, такие как крылатые ракеты и беспилотные ударные самолёты, в процессе своего совершенствования стали обладать большой дальностью от 1500 до 5000 километров. Малозаметность таких целей во время полёта требует их обнаружения и идентификации на траектории разгона. Зафиксировать такую цель на большом расстоянии возможно, либо загоризонтными радиолокационными станциями (ЗГ РЛС), либо с помощью локационных или оптических систем спутникового базирования.

Ударные беспилотные самолёты и крылатые ракеты летают чаще всего со скоростями близкими к скоростям пассажирских воздушных судов, следовательно, нападение такими средствами может быть замаскировано под обычное воздушное движение. Это ставит перед системами контроля воздушного пространства задачу выявления и идентификации таких средств нападения от момента пуска и на максимальной дальности от рубежей эффективного поражения их средствами ВКС. Для решения данной задачи необходимо применять все имеющиеся и разрабатываемые системы контроля и наблюдения за воздушным пространством, в том числе загоризонтные РЛС и спутниковые группировки.

Запуск крылатой ракеты или ударного беспилотного самолёта может быть осуществлён из торпедного аппарата сторожевого катера, с внешней подвески самолёта или с пусковой установки замаскированной под стандартный морской контейнер, расположенный на гражданском сухогрузе, автомобильном прицепе, железнодорожной платформе. Спутники системы предупреждения о ракетном нападении уже сегодня фиксируют и отслеживают координаты запусков беспилотных самолётов или крылатых ракет в горах и в океане по факелу двигателя на участке разгона. Следовательно, спутникам системы предупреждения о ракетном нападении необходимо отслеживать не только территорию вероятного противника, но и акваторию океанов и материков глобально.

Размещение радиолокационных систем на спутниках, для контроля воздушно-космического пространства сопряжено сегодня с трудностями технологического и финансового характера. Но в современных условиях такая новая технология как вещательное автоматическое зависимое наблюдение (АЗН-В) может быть использована для контроля воздушного пространства через спутники. Информацию с коммерческих воздушных судов по системе АЗН-В можно собирать с помощью спутников, разместив на их борту приёмники, работающие на частотах АЗН-В и ретрансляторы полученной информации на наземные центры контроля воздушного пространства. Таким образом, есть возможность создать глобальное поле электронного наблюдения за воздушным пространством планеты. Спутниковые группировки могут стать источниками полётной информации о воздушных судах на достаточно больших территориях.

Информация о воздушном пространстве, приходящая от приёмников системы АЗН-В расположенных на спутниках, даёт возможность контролировать воздушные суда над океанами и в складках местности горных массивов континентов. Эта информация позволит нам выделять средства воздушного нападения из потока коммерческих воздушных судов с последующей их идентификацией.

Идентификационная информация АЗН-В о коммерческих воздушных судах, поступающая через спутники, создаст возможность снизить риски терактов и диверсий в наше время. Кроме того такая информация даст возможность обнаруживать аварийные воздушные суда и места авиационных катастроф в океане вдали от берегов.

Оценим возможность применения различных спутниковых систем для приёма полётной информации самолётов по системе АЗН-В и ретрансляции данной информации на наземные комплексы контроля воздушного пространства. Современные воздушные суда передают полётную информацию по системе АЗН-В с помощью бортовых транспондеров мощностью 20 Вт на частоте 1090 МГц.

Система АЗН-В работает на частотах, которые свободно проникают через ионосферу Земли. Передатчики системы АЗН-В, расположенные на борту воздушных судов имеют ограниченную мощность, следовательно, приёмники, расположенные на борту спутников должны иметь достаточную чувствительность.

Используя энергетический расчёт спутниковой линии связи Самолёт-Спутник, мы можем оценить максимальную дальность, на которой возможен приём информации спутником с воздушных судов. Особенность используемой спутниковой линии это ограничения на массу, габаритные размеры и энергопотребление, как бортового транспондера самолёта, так и бортового ретранслятора спутника.

Для определения максимальной дальности, на которой возможен приём спутником АЗН-В сообщений, воспользуемся известным уравнением для линии спутниковых систем связи на участке земля – ИСЗ:

где

– эффективная мощность сигнала на выходе передатчика ;

– эффективная мощность сигнала на входе приемника;

– коэффициент усиления передающей антенны;

– наклонная дальность от КА до приёмной ЗС;

–длина волны на линии «ВНИЗ»

волны на линии «Вниз»;

– эффективная площадь апертуры передающей антенны;

– коэффициент передачи волноводного тракта между передатчиком и антенной КА;

– КПД волноводного тракта между приёмником и антенной ЗС;

Преобразуя формулу – находим наклонную дальность, на которой возможен приём спутником полётной информации:

d = .

Подставляем в формулу параметры соответствующие стандартному бортовому транспондеру и приёмному стволу спутника. Как показывают расчёты, максимальная дальность передачи на линии самолёт-спутник равна 2256 км. Такая наклонная дальность передачи на линии самолёт-спутник возможна только при работе через низкоорбитальные группировки спутников. При этом, мы используем стандартное бортовое оборудование воздушных судов, не усложняя требования к коммерческим летательным аппаратам.

Наземная станция приёма информации имеет значительно меньшие ограничения по массе и габаритам чем бортовая аппаратура спутников и самолётов. Такая стация может быть оснащена более чувствительными приёмными устройствами и антеннами с высоким коэффициентом усиления. Следовательно, дальность связи на линии спутник-земля зависит только от условий прямой видимости спутника.

Используя данные орбит спутниковых группировок, мы можем оценить максимальную наклонную дальность связи между спутником и наземной станцией приёма по формуле:

,

где Н–высота орбиты спутника;

– радиус Земной поверхности.

Результаты расчётов максимальной наклонной дальности для точек на различных географических широтах представлены в таблице 1.

Орбком

Иридиум

Гонец

Глобалстар

Сигнал

Высота орбиты, км

1400

1414

1500

Радиус Земли северный полюс, км

6356,86

2994,51

3244,24

4445,13

4469,52

4617,42

Радиус Земли северный полярный круг, км

6365,53

2996,45

3246,33

4447,86

4472,26

4620,24

Радиус Земли 80°, км

6360,56

2995,34

3245,13

4446,30

4470,69

4618,62

Радиус Земли 70°, км

6364,15

2996,14

3245,99

4447,43

4471,82

4619,79

Радиус Земли 60°, км

6367,53

2996,90

3246,81

4448,49

4472,89

4620,89

Радиус Земли 50°, км

6370,57

2997,58

3247,54

4449,45

4473,85

4621,87

Радиус Земли 40°, км

6383,87

3000,55

3250,73

4453,63

4478,06

4626,19

Радиус Земли 30°, км

6375,34

2998,64

3248,68

4450,95

4475,36

4623,42

Радиус Земли 20°, км

6376,91

2998,99

3249,06

4451,44

4475,86

4623,93

Радиус Земли 10°, км

6377,87

2999,21

3249,29

4451,75

4476,16

4624,24

Радиус Земли экватор, км

6378,2

2999,28

3249,37

4451,85

4476,26

4624,35

Максимальная дальность передачи на линии самолёт-спутник меньше чем максимальная наклонная дальность на линии спутник-земля у спутниковых систем Орбком, Иридиум и Гонец. Наиболее близка максимальная наклонная дальность данные к рассчитанной максимальной дальности передачи данных у спутниковой системы Орбком.

Расчёты показывают, что возможно создать систему наблюдения за воздушным пространством, использующую спутниковую ретрансляцию АЗН-В сообщений с воздушных судов на наземные центры обобщения полётной информации. Такая система наблюдения позволит увеличить дальность контролируемого пространства с наземного пункта до 4500 километров без использования межспутниковой связи, что обеспечит увеличение зоны контроля воздушного пространства. При использовании каналов межспутниковой связи мы сможем контролировать воздушное пространство глобально.


Рис.1 «Контроль воздушного пространства с помощью спутников»


Рис.2 «Контроль воздушного пространства с межспутниковой связью»

Предлагаемый метод контроля воздушного пространства позволяет:

Расширить зону действия системы контроля воздушного пространства, в том числе на акваторию океанов и территорию горных массивов до 4500 км от приёмной наземной стации;

При использовании межспутниковой системы связи, контролировать воздушное пространство Земли возможно глобально;

Получать полётную информацию от воздушных судов независимо от зарубежных систем наблюдения воздушного пространства;

Селектировать воздушные объекты, отслеживаемые ЗГ РЛС по степени их опасности на дальних рубежах обнаружения.

Литература:

1. Федосов Е.А. «Полвека в авиации». М: Дрофа, 2004.

2. «Спутниковая связь и вещание. Справочник. Под редакцией Л.Я.Кантора». М: Радио и связь, 1988.

3. Андреев В.И. «Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 14 октября 1999г. № 80 «О создании и внедрении системы радиовещательного автоматического зависимого наблюдения в гражданской авиации России».

4. Трасковский А. «Авиационная миссия Москвы: базовый принцип безопасного управления». «Авиапанорама». 2008. №4.

Всем добрый вечер:) Шарил по просторам интернета после посещения войсковой части с немалым количеством РЛС.
Очень заинтересовали сами РЛС.Думаю что не только меня,поэтому решил выложить данную статью:)

Радиолокационные станции П-15 и П-19


Радиолокационная станция П-15 дециметрового диапазона предназначена для обнаружения низколетящих целей. Принята на вооружение в 1955 году. Используется в составе радиолокационных постов радиотехнических формирований, батареях управления зенитных артиллерийских и ракетных формирований оперативного звена ПВО и на пунктах управления ПВО тактического звена.

Станция П-15 смонтирована на одном автомобиле вместе с антенной системой и развертывается в боевое положение за 10 мин. Агрегат питания транспортируется в прицепе.

В станции имеются три режима работы:
- амплитудный;
- амплитудный с накоплением;
- когерентно-импульсный.

РЛС П-19 предназначена для ведения разведки воздушных целей на малых и средних высотах, обнаружения целей, определения их текущих координат по азимуту и дальности опознавания, а также для передачи Радиолокационной информации на командные пункты и на сопрягаемые системы. Она представляет собой подвижную двухкоординатную радиолокационную станцию, размещенную на двух автомобилях.

На первом автомобиле размещается приемо-передающая аппаратура, аппаратура защиты от помех, индикаторная аппаратура, аппаратура передачи радиолокационной информации, имитации, связи и сопряжения с потребителями радиолокационной информации, функционального контроля и аппаратура наземного радиолокационного запросчика.

На втором автомобиле размещается антенно-поворотное устройство РЛС и агрегаты электропитания.

Сложные климатические условия и длительность эксплуатации радиолокационных станций П-15 и П-19 привели к тому, что к настоящему времени большая часть РЛС требует восстановления ресурса.

Единственным выходом из сложившейся ситуации считается модернизация старого парка РЛС на базе РЛС «Kacтa-2E1».

В предложениях по модернизации учитывалось следующее:

Сохранение в неприкосновенности основных систем РЛС (антенной системы, привода вращения антенны, СВЧ-тракта, системы электропитания, транспортных средств);

Возможность проведения модернизации в условиях эксплуатации с минимальными финансовыми затратами;

Возможность использования высвобождаемой аппаратуры РЛС П-19 для восстановления изделий, не подвергнутых модернизации.

В результате модернизации мобильная твердотельная маловысотная РЛС П-19 будет способна выполнять задачи контроля воздушного пространства, определения дальности и азимута воздушных объектов - самолетов, вертолетов, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов и крылатых ракет, в том числе действующих на малых и предельно малых высотах, на фоне интенсивных отражений от подстилающей поверхности, местных предметов и гидрометеообразований.

РЛС легко адаптируется к использованию в различных системах военного и гражданского назначения. Может применяться для информационного обеспечения систем ПВО, ВВС, систем береговой обороны, сил быстрого реагирования, систем управления движением самолетов гражданской авиации. Кроме традиционного применения в качестве средств обнаружения низколетящих целей в интересах вооруженных сил модернизированная РЛС может использоваться для контроля воздушного пространства с целью пресечения транспортировки оружия и наркотиков маловысотными, малоскоростными и малоразмерными летательными аппаратами в интересах специальных служб и подразделений полиции, занимающихся борьбой с наркобизнесом и контрабандой оружия.

Модернизированная радиолокационная станция П-18

Предназначена для обнаружения самолетов, определения их текущих координат и выдачи целеуказания. Является одной из самых массовых и дешевых станций метрового диапазона. Ресурс этих станций в значительной мере исчерпан, а их замена и ремонт затруднены в связи с отсутствием устаревшей к настоящему времени элементной базы.
Для продления срока службы РЛС П-18 и улучшения ряда тактико-технических характеристик осуществлена модернизация станции на основе монтажного комплекта, имеющего ресурс не менее 20-25 тыс. часов и срок службы 12 лет.
В антенную систему введены четыре дополнительных антенны для адаптивного подавления активных помех, устанавливаемые на двух отдельных мачтах, Цель модернизации - создание РЛС с ТТХ, удовлетворяющими современным требованиям, при сохранении облика базового изделия за счет:
- замены устаревшей элементной базы аппаратуры РЛС П-18 на современную;
- замены лампового передающего устройства твердотельным;
- введения системы обработки сигнала на цифровых процессорах;
- введения системы адаптивного подавления активных шумовых помех;
- введения систем вторичной обработки, контроля и диагностики аппаратуры, отображения информации и управления на базе универсальной ЭВМ;
- обеспечения сопряжения с современными АСУ.

В результате модернизации:
- уменьшен объем аппаратуры;
- увеличена надежность изделия;
- повышена помехозащищенность;
- улучшены точностные характеристики;
- улучшены эксплуатационные характеристики.
Монтажный комплект встраивается в аппаратную кабину РЛС вместо старой аппаратуры. Небольшие габариты монтажного комплекта позволяют проводить модернизацию изделий на позиции.

Радиолокационный комплекс П-40А


Дальномер 1РЛ128 «Броня»

Радиолокационный дальномер 1РЛ128 "Броня" является РЛС кругового обзора и совместно с радиолокационным высотомером 1РЛ132 образует трехкоординатный радиолокационный комплекс П-40А.
Дальномер 1РЛ128 предназначен для:
- обнаружения воздушных целей;
- определения наклонной дальности и азимута воздушных целей;
- автоматического вывода антенны высотомера на цель и отображения значения высоты цели по данным высотомера;
- определения госпринадлежности целей («свой - чужой»);
- управления своими самолетами с использованием индикатора кругового обзора и самолетной радиостанции Р-862;
- пеленгации постановщиков активных помех.

Радиолокационный комплекс входит в состав радиотехнических формировании и соединений ПВО, а также зенитных ракетных (артиллерийских) частей и соединений войсковой ПВО.
Конструктивно антенно-фидерная система, вся аппаратура и наземный радиолокационный запросчик размещены на самоходном гусеничном шасси 426У со своими комплектующими. Кроме того, на нем располагаются два газотурбинных агрегата питания.

Двухкоординатная РЛС дежурного режима "Небо-СВ"


Предназначена для обнаружения и опознавания воздушных целей в дежурном режиме при работе в составе радиолокационных подразделений войсковой ПВО, оснащенных и не оснащенных средствами автоматизации.
РЛС представляет собой подвижную когерентно-импульсную радиолокационную станцию, размещенную на четырех транспортных единицах (три автомобиля и прицеп).
На первом автомобиле размещается приемо-передающая аппаратура, аппаратура защиты от помех, индикаторная аппаратура, аппаратура автосъема и передачи радиолокационной информации, имитации, связи и документирования, сопряжения с потребителями радиолокационной информации, функционального контроля и непрерывной диагностики, аппаратура наземного радиолокационного запросчика (НРЗ).
На втором автомобиле размещается антенно-поворотное устройство РЛС.
На третьем автомобиле - дизельная электростанция.
На прицепе размещается антенно-поворотное устройство НРЗ.
РЛС может доукомплектовываться двумя выносными индикаторами кругового обзора и кабелями сопряжения.

Мобильная трехкоординатная радиолокационная станция 9С18М1 «Купол»

Предназначена для обеспечения радиолокационной информацией командных пунктов зенитных ракетных соединений и частей войсковой ПВО и пунктов управления объектов системы ПВО мотострелковых и танковых дивизий, оснащенных ЗРК "Бук-М1-2" и "Тор-М1".

РЛС 9С18М1 представляет собой трехкоординатную когерентно-импульсную станцию обнаружения и целеуказания, использующую зондирующие импульсы большой длительности, что обеспечивает большую энергию излучаемых сигналов.

РЛС оснащена цифровой аппаратурой автоматического и полуавтоматического съема координат и аппаратурой опознавания обнаруженных целей. Весь процесс функционирования РЛС максимально автоматизирован благодаря применению быстродействующих вычислительных электронных средств. Для повышения эффективности работы в условиях активных и пассивных помех в РЛС используются современные методы и средства помехозащиты.

РЛС 9С18М1 размещается на гусеничном шасси высокой проходимости и оснащена системой автономного электроснабжения, аппаратурой навигации, ориентирования и топопривязки, средствами телекодовой и речевой радиосвязи. Кроме того, РЛС имеет встроенную систему автоматизированного функционального контроля, обеспечивающую быстрое отыскивание неисправного сменного элемента и тренажера для обработки навыков работы операторов. Для перевода их из походного положения в боевое и обратно используются устройства автоматического развертывания и свертывания станции.
РЛС может работать в жестких климатических условиях, перемещаться своим ходом по дорогам и бездорожью, а также перевозиться любым видом транспорта, включая воздушный.

ПВО ВВС
Радиолокационная станция "Оборона-14"



Предназначена для дальнего обнаружения и измерения дальности и азимута воздушных целей при работе в составе АСУ или автономно.

РЛС размещается на шести транспортных единицах (два полуприцепа с аппаратурой, два – с антенно-мачтовым устройством и два прицепа с системой энергоснабжения). На отдельном полуприцепе имеется выносной пост с двумя индикаторами. Он может быть удален от станции на расстояние до 1 км. Для опознавания воздушных целей РЛС комплектуется наземным радиозапросчиком.

В станции применена складывающаяся конструкция антенной системы, позволившая существенно сократить время ее развертывания. Защита от активных шумовых помех обеспечивается перестройкой рабочей частоты и трехканальной системой автокомпенсации, позволяющей автоматически формировать "нули" в диаграмме направленности антенны в направлении на постановщиков помех. Для защиты от пассивных помех применена когерентно-компенсационная аппаратура на потенциалоскопических трубках.

В станции предусмотрены три режима обзора пространства:

- "нижний луч" - с увеличенной дальностью обнаружения целей на малых и средних высотах;

- "верхний луч" - с увеличенной верхней границей зоны обнаружения по углу места;

Сканирования - с поочередным (через обзор) включением верхнего и нижнего лучей.

Станция может эксплуатироваться при температуре окружающей среды ± 50 °С, скорости ветра до 30 м/с. Многие из этих станций поставлены на экспорт и до сих пор эксплуатируются в войсках.

РЛС "Оборона-14" может быть модернизирована на современной элементной базе с использованием твердотельных передатчиков и цифровой системы обработки информации. Разработанный монтажный комплект аппаратуры позволяет прямо на позиции у потребителя выполнить в короткий срок работы по модернизации РЛС, приблизить ее характеристики к характеристикам современных РЛС, и продлить срок эксплуатации на 12 - 15 лет при затратах в несколько раз меньших, чем при закупке новой станции.
Радиолокационная станция "Небо"


Предназначена для обнаружения, опознавания, измерения трех координат и сопровождения воздушных целей, включая самолеты, изготовленные по технологии "стелс". Применяется в войсках ПВО в составе АСУ или автономно.

РЛС кругового обзора "Небо" располагается на восьми транспортных единицах (на трех полуприцепах - антенно-мачтовое устройство, на двух - аппаратура, на трех прицепах - система автономного энергоснабжения). Имеется выносное устройство, транспортируемое в тарных ящиках.

РЛС работает в метровом диапазоне волн и совмещает функции дальномера и высотомера. В этом диапазоне радиоволн РЛС малоуязвима от снарядов самонаведения и противолокационных ракет, действующих в других диапазонах, а в рабочем диапазоне эти средства поражения в настоящее время отсутствуют. В вертикальной плоскости реализовано (без использования фазовращателей) электронное сканирование высотомерным лучом в каждом элементе разрешения по дальности.

Помехозащищенность в условиях воздействия активных помех обеспечивается адаптивной перестройкой рабочей частоты и многоканальной системой автокомпенсации. Система защиты от пассивных помех также построена на базе корреляционных автокомпенсаторов.

Впервые для обеспечения помехозащищенности в условиях воздействия комбинированных помех реализована пространственно-временная развязка систем защиты от активных и пассивных помех.

Измерение и выдача координат осуществляются с помощью аппаратуры автосъема на базе встроенного спецвычислителя. Имеется автоматизированная система контроля и диагностирования.

Передающее устройство отличается высокой надежностью, которая достигается за счет стопроцентного резервирования мощного усилителя и использования группового твердотельного модулятора.
РЛС "Небо" может эксплуатироваться при температуре окружающей среды ± 50 °С, скорости ветра до 35 м/с.
Трехкоординатная подвижная обзорная РЛС 1Л117М


Предназначена для наблюдения за воздушным пространством и определения трех координат (азимут, наклонная дальность, высота) воздушных целей. РЛС построена на современных компонентах, обладает высоким потенциалом и низким потреблением энергии. Кроме того, РЛС имеет встроенный запросчик госопознавания и аппаратуру для первичной и вторичной обработки данных, комплект выносного индикаторного оборудования, благодаря чему может быть использована в автоматизированных и неавтоматизированных системах ПВО и Военно-воздушных силах для управления полетами и наведения перехвата, а также для управления воздушным движением (УВД).

РЛС 1Л117М является усовершенствованной модификацией предыдущей модели 1Л117.

Основным отличием усовершенствованной РЛС является использование клистронного выходного усилителя мощности передатчика, что позволило повысить стабильность излучаемых сигналов и, соответственно, коэффициент подавления пассивных помех и улучшить характеристики по низколетящим целям.

Кроме того, благодаря наличию перестройки частоты улучшены характеристики при работе радара в условиях помех. В устройстве обработки радиолокационных данных применены новые типы сигнальных процессоров, усовершенствована система дистанционного управления, контроля и диагностики.

В основной комплект РЛС 1Л117М входят:

Машина № 1 (приемопередающая) состоит из: нижней и верхней антенных систем, четырехканального волноводного тракта с приемо-передающим оборудованием ПРЛ и аппаратурой госопознавания;

Машина № 2 имеет шкаф (пункт) съема и шкаф обработки информации, радиолокационный индикатор с дистанционным управлением;

Машина № 3 перевозит две дизельные электростанции (главную и резервную) и комплект кабелей РЛС;

Машины № 4 и № 5 содержат вспомогательное оборудование (запчасти, кабели, коннекторы, монтажный комплект и т.д.). Они используются также для транспортировки разобранной антенной системы.

Обзор пространства обеспечивается механическим вращением антенной системы, которая образует V-образную диаграмму на-правленности, состоящую из двух лучей, один из которых расположен в вертикальной плоскости, а другой - в плоскости, расположенной под углом 45 к вертикальной. Каждая диаграмма направленности в свою очередь формируется двумя лучами, образованными на разных несущих частотах и имеющими ортогональную поляризацию. Передатчик РЛС формирует два последовательных фазокодоманипулированных импульса на разных частотах, которые посылаются на облучатели вертикальной и наклонной антенн через волноводный тракт.
РЛС может работать в режиме редкой частоты повторения импульсов, обеспечивающей дальность 350 км, и в режиме частых посылок с максимальной Дальностью 150 км. При повышенной частоте вращения (12 оборотов в минуту) используется только частый режим.

Приемная система и цифровая аппаратура СДЦ обеспечивают прием и обработку эхосигналов цели на фоне естественных помех и метеообразований. РЛС обрабатывает эхо-сигналы в "движущемся окне" с фиксированным уровнем ложных тревог и имеет межобзорную обработку для улучшения обнаружения целей на фоне помех.

Аппаратура СДЦ имеет четыре независимых канала (по одному на каждый приемный канал), каждый из которых состоит из когерентной и амплитудной частей.

Выходные сигналы четырех каналов объединяются попарно, в результате чего на экстрактор РЛС подаются нормированные амплитудные и когерентные сигналы вертикального и наклонного лучей.

Шкаф съема и обработки информации получает данные от ПЛР и аппаратуры госопознавания, а также сигналы вращения и синхронизации, и обеспечивает: выбор амплитудного или когерентного канала в соответствии с информацией карты помех; вторичную обработку РЛИ с построением траекторий по данным РЛС, объединение отметок ПРЛ и аппаратуры госопознавания, отображение на экране воздушной обстановки с "привязанными" к целям формулярами; экстраполяцию местоположения цели и прогнозирование столкновений; введение и отображение графической информации; управление режимом опознавания; решение за-дач наведения (перехвата); анализ и отображение метеорологических данных; статистическую оценку работы РЛС; выработку и передачу обменных сообщений на пункты управления.
Система дистанционного контроля и управления обеспечивает автоматическое функционирование радара, управление режимами работы, выполняет автоматический функциональный и диагностический контроль технического состояния оборудования, определение и поиск неисправностей с отображением методики проведения ремонтных и эксплуатационных работ.
Система дистанционного контроля обеспечивает локализацию до 80 % неисправностей с точностью до типового элемента замены (ТЭЗ), в других случаях - до группы ТЭЗов. На экране дисплея рабочего места дается полное отображение характерных показателей технического состояния радиолокационного оборудования в форме графиков, диаграмм, функциональных схем и пояснительных надписей.
Существует возможность передачи данных РЛС по кабельным линиям связи на выносное индикаторное оборудование для управления воздушным движением и обеспечения систем наведения и управления перехватом. РЛС обеспечивается электроэнергией от входящего в комплект поставки автономного источника питания; может также подключаться к промышленной сети 220/380 В, 50 Гц.
Радиолокационная станция "Каста-2Е1"


Предназначена для контроля воздушного пространства, определения дальности и азимута воздушных объектов - самолетов, вертолетов, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов и крылатых ракет, летящих на малых и предельно малых высотах, на фоне интенсивных отражений от подстилающей поверхности, местных предметов и гидрометеообразований.
Мобильная твердотельная РЛС "Каста-2Е1" может быть использована в различных системах военного и гражданского назначения - противовоздушной обороны, береговой обороны и пограничного контроля, управления воздушным движением и контроля воздушного пространства в аэродромных зонах.
Отличительные особенности станции:
- блочно-модульное построение;
- сопряжение с различными потребителями информации и выдача данных в аналоговом режиме;
- автоматическая система контроля и диагностики;
- дополнительный антенно-мачтовый комплект для установки антенны на мачте с высотой подъема до 50 м
- твердотельное построение РЛС
- высокое качество выходной информации при воздействии импульсных и шумовых активных помех;
- возможность защиты и сопряжения со средствами защиты от противорадио-локационных ракет;
- возможность определения государственной принадлежности обнаруженных целей.
РЛС включает аппаратную машину, антенную машину, электроагрегат на прицепе и выносное рабочее место оператора, позволяющее управлять РЛС с защищенной позиции на удалении 300 м.
Антенна РЛС представляет собой систему, состоящую из расположенных в два этажа двух зеркальных антенн с облучателями и компенсационных антенн. Каждое зеркало антенны выполнено из металлической сетки, имеет овальный контур (5,5 м х 2,0 м) и состоит из пяти секций. Это дает возможность укладывать зеркала при транспортировке. При использовании штатной опоры обеспечивается положение фазового центра антенной системы на высоте 7,0 м. Обзор в угломестной плоскости осуществляется формированием одного луча специальной формы, по азимуту - за счет равномерного кругового враще-ния со скоростью 6 или 12 об./мин.
Для генерации зондирующих сигналов в РЛС применяется твердотельный передатчик, выполненный на СВЧ транзисторах, позволяющий получить на его выходе сигнал мощностью около 1 кВт.
Приемные устройства осуществляют аналоговую обработку сигналов от трех основных и вспомогательных приемных каналов. Для усиления принятых сигналов используется твердотельный малошумящий СВЧ усилитель с коэффициентом передачи не менее 25 дБ при собственном уровне шума не более 2 дБ.
Управление режимами РЛС осуществляется с рабочего места оператора (РМО). Радиолокационная информация отображается на координатно-знаковом индикаторе с диаметром экрана 35 см, а результаты контроля параметров РЛС - на таблично-знаковом индикаторе.
РЛС "Каста-2Е1" сохраняет работоспособность в интервале температур от -50 °С до +50 °С в условиях атмосферных осадков (иней, роса, туман, дождь, снег, гололед), ветровых нагрузок до 25 м/с и расположения РЛС на высоте до 2000 м над уровнем моря. РЛС может работать непрерывно в течение 20 суток.
Для обеспечения высокой готовности РЛС имеется резервируемая аппаратура. Кроме того, в комплект РЛС включены запасное имущество и принадлежности (ЗИП), рассчитанные на год эксплуатации РЛС.
Для обеспечения готовности РЛС в пределах всего срока службы отдельно поставляется групповой ЗИП (1 комплект на 3 РЛС).
Средний ресурс РЛС до капитального ремонта 1 15 тыс. часов; средний срок службы до капитального ремонта - 25 лет.
РЛС "Каста-2Е1" обладает высокой модернизационной способностью в части улучшения отдельных тактико-технических характеристик (увеличение потенциала, уменьшение объема аппаратуры обработки, средств отображения, увеличение производительности, сокращение времени развертывания и свертывания, повышение надежности и др.). Возможна поставка РЛС в контейнерном варианте с использованием цветного дисплея.
Радиолокационная станция "Каста-2Е2"


Предназначена для контроля воздушного пространства, определения дальности, азимута, эшелона высоты полета и трассовых характеристик воздушных объектов - самолетов, вертолетов, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов и крылатых ракет, в том числе летящих на малых и предельно малых высотах, на фоне интенсивных отражений от подстилающей поверхности, местных предметов и гидро-метеообразований. Маловысотная трехкоординатная РЛС кругового обзора дежурного режима "Каста-2Е2" применяется в системах противовоздушной обороны, береговой обороны и пограничного контроля, управления воздушным движением и контроля воздушного пространства в аэродромных зонах. Легко адаптируется к использованию в различных системах гражданского назначения.

Отличительные особенности станции:
- блочно-модульное построение большинства систем;
- развертывание и свертывание штатной антенной системы с помощью автоматизированных электромеханических устройств;
- полностью цифровая обработка информации и возможность передачи ее по телефонным каналам и радиоканалу;
- полностью твердотельное построение передающей системы;
- возможность установки антенны на легкой высотной опоре типа "Унжа", обеспечивающей подъем фазового центра на высоту до 50 м;
- возможность обнаружения малоразмерных объектов на фоне интенсивных мешающих отражений, а также зависших вертолетов при одновременном обнаружении движущихся объектов;
- высокая защищенность от несинхронных импульсных помех при работе в плотных группировках радиоэлектронных средств;
- распределенный комплекс вычислительных средств, обеспечивающий автоматизацию процессов обнаружения, сопровождения, измерения координат и опознавания государственной принадлежности воздушных объектов;
- возможность выдачи радиолокационной информации потребителю в любой удобной для него форме - аналоговой, цифро-аналоговой, цифровой координатной или цифровой трассовой;
- наличие встроенной системы функционально-диагностического контроля, охватывающего до 96 % аппаратуры.
РЛС включает в себя аппаратную и антенную машины, основную и резервную электростанции, смонтированные на трех автомобилях повышенной проходимости КамАЗ-4310. Имеет выносное рабочее место оператора, обеспечивающее управление РЛС, удаленное от нее на расстояние 300 м.
Конструкция станции устойчива к воздействию избыточного давления во фронте ударной волны, оснащена устройствами санитарной и индивидуальной вентиляции. Предусмотрена работа системы вентиляции в режиме рециркуляции без использования заборного воздуха.
Антенна РЛС представляет собой систему, состоящую из зеркала двойной кривизны, узла рупорных облучателей и антенн подавления приема по боковым лепесткам. Антенная система формирует по основному радиолокационному каналу два луча с горизонтальной поляризацией: острый и косекансный, перекрывающие заданный сектор обзора.
В РЛС используется твердотельный передатчик, выполненный на СВЧ транзисторах, позволяющий получить на его выходе сигнал мощностью около 1 кВт.
Управление режимами РЛС может производиться как по командам оператора, так и использованием возможностей комплекса вычислительных средств.
РЛС обеспечивает устойчивую работу при температуре окружающего воздуха ±50 °С, относительной влажности воздуха до 98 %, скорости ветра до 25 м/с. Высота размещения над уровнем моря - до 3000 м. Современные технические решения и элементная база, примененные при создании РЛС "Каста-2Е2", позволили получить тактико-технические характеристики на уровне лучших зарубежных и отечественных образцов.

Всем спасибо за внимание:)

Первичные РЛС обзора воздушного пространства (ПРЛС)

ПРЛС служат основным источником информации о динамической воздушной обстановке в определенной области пространства. Они предназначены для обнаружения ВС и определения азимутальных углов и дальностей до ВС. ПРЛС производят облучение всех объектов, попадающих в пределы их зоны обзора, и осуществляют прием сигналов, отраженных этим объектами. Анализ принятых сигналов позволяет получать всю необходимую информацию о движении ВС. Принцип функционирования ПРЛС аналогичен принципу функционирования обычной импульсной радиолокационной станции, хотя и имеет некоторые специфические особенности, обусловленные предъявляемыми требованиями, свойствами отражающих объектов и условиями применения.

Основные эксплуатационно-технические характеристики (ЭТХ)

К основным ЭТХ ПРЛС относятся зона обзора, разрешающая способность, точность, надежность, массово-габаритные характеристики.

Зона обзора (зона видимости) -- область пространства, в пределах которой ПРЛС обеспечивает обнаружение ВС и определение их координат с требуемой

точностью и надежностью при заданной вероятности правильного обнаружения и допустимом уровне ложных тревог. Зона обзора характеризуется дальностью обнаружения и телесным углом, в пределах которого она достигается. Точнее говоря, зона обзора задается дальностью обнаружения, рассматриваемой в качестве функции угловых координат ВС (азимута и угла места) относительно точки размещения ПРЛС.

Дальность радиолокационного обнаружения зависит от мощности излучения ПРЛС, направленных свойств антенны, чувствительности приемника и отражающих свойств воздушных судов.

где -- r max - максимальная дальность обнаружения; Р Прд - мощность, излучаемая передатчиком ПРЛС; G - коэффициент направленного действия антенны; л- длина волны, на которой работает ПРЛС; у ц - эффективная площадь рассеяния, характеризует отражающие свойства объекта отражения; Р Прмmin - чувствительность приемника, т.е. минимальная мощность отраженного сигнала на входе приемника ПРЛС, которая после обработки в нем, обеспечивает надежное воспроизведение отраженного сигнала на экране индикатора.

Выражение (1) показывает максимальную дальность действия ПРЛС в свободном пространстве и показывает, что для ощутимого увеличения дальности необходимо значительное увеличение Р Прд, у ц, G или уменьшение P Прм min и л.

Однако на процесс радиолокационного наблюдения в значительной мере оказывает влияние земная поверхность. Отражаемые ею сигналы суммируются с прямыми сигналами, что приводит к интерференции прямых и отраженных полей. В общем случае мощность принимаемых отраженных сигналов отличается от мощности принимаемых сигналов в условиях свободного пространства

Р * Прм = Р Прм · Ф 4 (в),

где - Ф(в) -- интерференционный множитель.

Отсюда следует, что максимальная дальность радиолокационного наблюдения с учетом влияния земли определиться как

r max з = r max · Ф(в) (2).

Интерференционный множитель является функцией угла места. Максимальное и минимальное значение его равны: Ф max = 1 + с 0 ; Ф min = 1 - с 0 , поэтому и максимальная дальность будет зависеть от угла места и изменяться в пределах от r max ·(1-с 0) до r max ·(1+с 0), где с 0 - обобщенный коэффициент отражения. Это приводит к тому, что диаграмма излучения и зона обнаружения в вертикальной плоскости имеют лепестковый характер (рис.58).

Рис. 58. Форма ДНА с учетом влияния земной поверхности

Углы места, под которыми располагаются максимумы и минимумы диаграммы излучения, определяются как:

sinв n min = n· л/2h; sinв n max = (2n+1) ·л/4h (3),

где - h - высота подвеса антенны ПРЛС; л - длина волны; n = 0,1,2,3,....

Отсюда следует, что угол места первого минимума в 1 min = 0, а первый максимум ориентирован под углом места в 1 max = л/4h.

Из выражения (3) видно, что чем выше поднята антенна над землей, тем ближе к земле прижимается первый лепесток, количество лепестков увеличивается, а ширина их уменьшается.

Так как коэффициент с 0 может принимать одно из значений в пределах 0… 1, то минимальное и максимальное значения интерференционного множителя Ф(в) при с 0 = 1 равны соответственно 0 и 2. Максимальная дальность действия в направлениях в max может возрастать в 2 раза по сравнению с r max , определяемой выражением (1). Зато в направлениях в min максимальная дальность действия уменьшается до нуля. Для уменьшения глубины провалов зоны видимости РЛС используются направленные в вертикальной плоскости антенны. Интерференционные явления особенно сильно проявляются в диапазоне метровых и дециметровых волн.

С учетом рассмотренных явлений диаграмма направленности антенны в вертикальной плоскости приобретает изрезанный многолепестковый характер (рис.).

Кривизна земной поверхности ограничивает r max прямой видимости r пр. Полученное ранее выражение (2) может использоваться в том случае, когда r max < r пр. Если же рассчитанная по этой формуле максимальная дальность действия окажется больше, чем r пр, то r max = r пр. Затухание радиоволн в атмосфере может привести к уменьшению максимальной дальности РЛС. При использовании в РЛС радиоволн длиннее 10см даже при неблагоприятных метеоусловиях затухание их в атмосфере незначительно. По этой причине при определении r max РЛС дециметрового и метрового диапазонов затухание можно не учитывать. Волны миллиметрового и сантиметрового диапазонов испытывают заметное затухание и при расчете r max РЛС этих диапазонов его необходимо учитывать.

Минимальная дальность действия ПРЛС -- это расстояние, ближе которого она не способна обнаруживать объекты. Она ограничивается длительностью зондирующих импульсов ф и временем восстановления приемного тракта с учетом инерционности антенного переключателя t в и определяется выражением

r min = c·(ф+t в)/2.

Обычно r min можно оценить величиной в несколько сотен метров. Для РЛС дальнего обнаружения такая величина не имеет большого значения. Для РЛ обзора летного поля и метеолокаторов этот параметр имеет существенное значение, и принимаются специальные меры по его уменьшению.

Пределы обзора по азимуту и углу места. Границы зоны обзора РЛС по угловым координатам в горизонтальной и вертикальной плоскостях определяются назначением и типом РЛС. Обзорные РЛС различного назначения, как правило, осуществляют круговой обзор в горизонтальной плоскости. В вертикальной плоскости зона обзора этих РЛС ограничивается сектором в несколько десятков градусов, а нижняя граница располагается под углом в десятые доли градуса относительно горизонта. Перед посадочными РЛС ставится задача обслуживать довольно ограниченный сектор пространства, и зона обзора этих РЛС ограничена по углу, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости значениями 10…30 0 .

Диаграмма видимости РЛС. Для грамотной эксплуатации РЛС необходимо знать зону ее действия. Поскольку зона обзора не является однородной, для ее характеристики следует задавать не одно значение максимальной дальности действия, а ряд значений для различных направлений в вертикальной плоскости или различных высот. Для наглядного представления зона обзора изображается графически. График зоны обзора называется диаграммой видимости, которая делит все пространство на две области. Область внутри диаграммы является частью пространства, в которой объекты наблюдаются с заданной вероятностью правильного обнаружения. В другой области пространства, находящейся вне диаграммы видимости объекты не обнаруживаются.

Для двухкоординатных РЛС диаграмма видимости строится в вертикальной плоскости и при этом наиболее часто используется прямоугольная система координат высота - наклонная дальность (рис.59).

В этой системе координат: -- по горизонтальной оси откладывается наклонная дальность r; по вертикальной - приведенные высоты Н пр .

Приведенной высотой называется высота расположения объекта над плоскостью горизонта (или радиогоризонта, если учитывается рефракция радиоволн), проведенной из точки размещения РЛС:

Н пр = r·sinв или Н пр = Н - r 2 /2R э,

где R э - эквивалентный радиус Земли (R э = 8500км).

Рис. 59. Диаграмма видимости РЛС в прямоугольной системе координат высота - дальность

1 - линии равных наклонных дальностей; 2 - диаграмма видимости; 3 - лини равных истинных высот; 4 - линии равных углов места; 5 - линии равных приведенных высот

Линии равных истинных высот в прямоугольной системе координат Н пр, r будут иметь вид парабол. Линии равных углов места в имеют вид прямых, проходящих через начало координат и точки с координатами r, H пр. Особенностью и достоинством прямоугольной системы координат является

то, что область малых углов места, которая имеет наибольшее значение для РЛС большой дальности действия, представляется крупным планом. Максимальные дальности действия на заданных высотах определяются точками пересечения линий равных высот с диаграммой видимости, а точки пересечения этих линий с горизонтальной осью определяют дальность прямой видимости r пр.

Разрешающая способность по дальности определяется минимальным расстоянием Дr между двумя объектами, расположенными в одном радиальном направлении относительно РЛС, наблюдение которых на индикаторе может осуществляться раздельно. Разрешающая способность по дальности зависит от длительности зондирующего импульса ф и ряда параметров индикатора:

Дr = c·ф /2 + d п ·M / L р,

где d п - диаметр светового пятна на экране индикатора; L р - длина линии развертки; М - масштаб развертки по дальности.

Первое слагаемое определяет потенциальную разрешающую способность РЛС по дальности, которая зависит только от длительности зондирующего импульса. Второе слагаемое представляет разрешающую способность индикатора. Соотношение между потенциальной разрешающей способностью и разрешающей способностью индикатора в различных типах РЛС может быть различным.

Разрешающая способность по азимуту определяется минимальным углом в горизонтальной плоскости Дб между направлениями на два равноудаленных от РЛС объекта, при котором на индикаторе они наблюдаются раздельно

Эта разрешающая способность

Дб = И + d п ·M / L р ·r,

где И - ширина диаграммы направленности антенны в горизонтальной плоскости.

Первый член правой части этой формулы определяет потенциальную разрешающую способность РЛС по азимуту, которая зависит только от ширины диаграммы направленности в горизонтальной плоскости. ЧЕМ уже антенный луч, тем выше разрешающая способность по углу. Второе слагаемое представляет разрешающую способность по азимуту индикаторного устройства РЛС. Она определяется теми же параметрами индикатора, что и разрешающая способность по дальности, но дополнительно зависит от расстояния до объектов. Чем ближе располагаются объекты от РЛС, тем хуже разрешающая способность по азимуту. Для достижения наибольшей разрешающей способности надо выбирать масштаб развертки так, чтобы отметки от объектов наблюдались в конце линии развертки.

Точность измерения координат .

Точность измерения дальности. Измерение дальности сопровождаются рядом погрешностей, которые вызываются следующими причинами: нестабильностью скорости распространения радиоволн и искривлением траектории их распространения в атмосфере земли (погрешности, вызываемые этими причинами, называются погрешностями распространения ); влиянием шумовых и других помех, воздействующих на РЛС (шумовые погрешности ); несовершенством РЛС как технического устройства (инструментальные погрешности ); влиянием отражающих свойств реальных целей, состоящих из большого числа элементарных отражателей (погрешности цели ). Для РЛС, имеющих в качестве выходных устройств электронно-лучевые индикаторы, основное значение имеют инструментальные и в некоторых случаях шумовые погрешности.

К инструментальным погрешностям относятся погрешности калибровки и градуировки, отсчета, интерполяции и т.п. ОНИ полностью определяются устройством конкретной РЛС, многие из них можно найти только экспериментально. Среди инструментальных погрешностей следует выделить погрешность отсчета дальности, которая в известной степени определяется квалификацией оператора. В большинстве РЛС определение дальности производится по индикатору с помощью масштабных меток дальности. Оператор на глаз определяет положение отметки цели между метками дальности при этом СКП отсчета

уr 0 = (0,05...0,1)r м,

где r - расстояние между соседними масштабными метками дальности.

Опыт показывает, что средние квадратические значения погрешностей измерения дальности (СКП) оказываются равными: для трассовых ПРЛС -- 0,01r, для аэродромных ПРЛС -- 0,03r или 150 м (большая из указанных величин). Таким образом, СКП определения линии положения с помощью расовых ПРЛС равна 3,4 км на дальности 340 км и 0,5 км на дальности 50 км. СКП определения дальности с помощью аэродромных ПРЛС составляет 4,5 км на дальности 150 км и 1,5 км на дальности 50 км.

Точность измерения угловых координат. НА точность определения угловых координат в основном оказывают влияние инструментальные погрешности. К ним относятся погрешности формирования угловой развертки индикатора, образующиеся вследствие погрешностей синхронно-следящей системы, люфтов в механических редукторах, несовпадения оси антенны с осью симметрии луча антенны, погрешности формирования азимутальных меток и погрешности отсчета угловой координаты на индикаторе.

СКП отсчета азимута по индикатору зависит от углового размера отметки объекта, который примерно равен ширине ДНА И, и от углового интервала между азимутальными метками б м , т.е.

уб 0 = (0,05…0,1).

СКП определения азимута для трассовых ПРЛС равна 0,5 0 , для аэродромных - 2 0 . Соответствующие значения СКП определения линии положения на удалениях 340 км и 50 км для трассовых ПРЛС будут 3,4 км и 0,5 км, для аэродромных - 6 км на дальности 150 км и 2 км - на удалении 50 км.

Следует отметить, что точность определения места ВС с помощью ПРЛС зависит, прежде всего, от дальности до него и оценивается погрешностями, СКП которых имеет порядок единиц километров.

Из приводимых данных видно, что ПРЛС уступают по точности системам ближней навигации и значительно менее точны, чем спутниковые системы радионавигации.

Защита ПРЛС от помех

НА работу ПРЛС существенное влияние оказывают мешающие сигналы различного происхождения, называемыми помехами. В частности, кроме полезных сигналов, отражаемых ВС, возникают мешающие сигналы, появляющиеся из-за отражений от подстилающей поверхности, местных предметов и метеообразований, причем уровень этих сигналов значительно выше уровня полезного сигнала, так как создающие их объекты расположены вблизи от ПРЛС. Сигналы из-за мешающих отражений называются пассивными помехами . На работу ПРЛС оказывают мешающее воздействие работа сторонних РЛС и помехи индустриального и атмосферного происхождения. Помехи указанных видов называются активными. Помехи скрывают слабый полезный сигнал, либо создают фон, препятствующий его обнаружению и проведению измерений. Поэтому возникает необходимость реализаций мероприятий по защите ПРЛС от помех.

Защита от помех основывается на выявлении отличий параметров мешающих сигналов от полезных и разделении (селектировании) полезных сигналов и помех в интересах подавления. Рассмотрим основные методы защиты ПРЛС от помех.

Селекция движущихся целей (СДЦ) позволяет ослабить влияние отражений от подстилающей поверхности, местных предметов и облачных образований. Она состоит в разделении сигналов от ВС и неподвижных объектов из-за различия частот колебаний, отраженных этими объектами. Различие частот обусловлено доплеровским эффектом, который проявляется в том, что если расстояние между объектом отражения и ПРЛС изменяется, то частота сигнала принятого (отраженного) от такого объекта будет отличаться от частоты сигналов, излучаемых ПРЛС. Разница частот (доплеровский сдвиг) пропорциональна радиальной скорости движения отражающего объекта и обратно пропорциональна длине волны, на которой ведется излучение

Следовательно, доплеровский сдвиг отличен от нуля при отражении от объектов, движущихся и имеющих? 0, и равен 0 при отражении от неподвижных образований или объектов, движущихся по круговой траектории относительно ПРЛС. При этом в случае приближения ВС < 0 и F Д > 0, в случае удаления знак доплеровского сдвига меняется на противоположный, доплеровский сдвиг отсутствует при отражении от подстилающей поверхности и близок к нулю -- при отражении от медленно движущихся облаков.

В ПРЛС используется импульсный режим излучения, поэтому доплеровский сдвиг будет проявляться в изменении амплитуды импульсных сигналов, получаемых в результате преобразования в специальной аппаратуре СДЦ, которая входит в состав ПРЛС. При приеме пассивной помехи эти сигналы имеют постоянную амплитуду, поскольку F Д = 0 (рис.60,а2).

Рис. 60. Временные диаграммы процессов в аппаратуре СДЦ:

а - временные диаграммы отраженных сигналов после преобразования: 1 - полезный сигнал; 2 - пассивная помеха; б - упрощенная схема ФЧПК; в - форма полезного сигнала на выходе ФЧПК

В том случае, когда принимается полезный сигнал, импульсные сигналы будут иметь переменную амплитуду, изменяющуюся по закону F Д (рис.60,а1). Важным элементом аппаратуры СДЦ является фильтр ЧПК, который не должен пропускать импульсы пассивной помехи. Этот фильтр (рис.60,б) состоит из схемы задержки на время, равное периоду повторения импульсов Т и, схемы вычитания СВ и двухполупериодного выпрямителя - детектора ДпД. Отраженные импульсные сигналы после преобразования поступают на СВ непосредственно и через схему задержки. Это значит, что в СВ каждый импульс сравнивается по амплитуде с предшествующим импульсом. Если на фильтр поступают импульсы постоянной амплитуды (пассивная помеха), то в СВ импульсы компенсируются и на ее выходе сигнал отсутствует, т.е.пассивная помеха на индикатор не поступает. Если на фильтр поступают импульсы с переменной амплитудой (полезный сигнал) то на выходе СВ образуются импульсы также переменной амплитуды, поскольку теперь каждый импульс отличается по амплитуде от соседнего предшествующего импульса. Выпрямитель ДпД превращает разнополярные импульсы с выхода СВ в импульсы одной полярности (рис.60,в), которые подаются на индикатор и создают отметки ВС. Таким образом, в результате работы аппаратуры СДЦ на индикатор должны поступать только полезные сигналы, отраженные движущимися объектами, а пассивная помеха не проходит через фильтр ЧПК.

Работа РЛС с СДЦ имеет некоторые особенности. Огибающая последовательности импульсов, поступающих на схему ЧПК имеет истинную доплеровскую частоту F Д только в том случае, когда частота повторения зондирующих импульсов ПРЛС F и? 2F Д. В противном случае частота огибающей импульсов отличается от F Д и называется кажущейся доплеровской частотой F ДК. До тех пор, пока F Д? F и /2, кажущаяся доплеровская частота равна истинной доплеровской частоте. При дальнейшем увеличении F Д частота F ДК начинает уменьшаться и достигает нуля при F Д = F и. В общем случае

F ДК = 0 всегда, когда выполняется условие F Д = n·F и, где n=1,2,3... Указанное явление приводит к тому, что некоторые движущиеся цели не будут отображаться на индикаторе. Это происходит в тех случаях, когда F Д = n·F и. При этом F ДК = 0 и подвижные объекты создают на выходе приемника ПРЛС такие же сигналы, как и пассивные помехи, т.е. импульсы постоянной амплитуды, которые не проходят через ФЧПК схемы СДЦ.

Доплеровским частотам F Д = n·F и соответствуют некоторые радиальные скорости движения объектов W r c = n·F·л/2, где n = 0,1,2,3 и т.д. Эти скорости называют слепыми , поскольку объекты с такими скоростями в РЛС с СДЦ не наблюдаются. Слепые скорости могут быть устранены при одновременной работе РЛС на нескольких различных частотах повторения импульсов или при использовании переменной F и, что приводит к усложнению аппаратуры СДЦ и всей ПРЛС.

Другая особенность РЛС с СДЦ состоит в том, что такая станция не наблюдает объекты, движущиеся без изменения расстояния относительно РЛС или при малых скоростях изменения расстояния. Для того чтобы иметь возможность наблюдать такие объекты в ПРЛС имеется два режима работы: СДЦ и “пассивный”. В режиме “пассивный” аппаратура СДЦ отключается и на индикатор поступают все отраженные сигналы, в том числе и пассивная помеха.

Поляризационная селекция. Подавление пассивных помех, отраженных атмосферными образованиями, может быть достигнуто путем использования различия между полезными сигналами и помехами в их поляризации. Для этого в РЛС применяют радиоволны с круговой и эллиптической поляризациями, которые создаются с помощью специального устройства, расположенного в антенно-фидерном тракте. Излучаемая радиоволна с круговой поляризацией (рис.61,а) характеризуется тем, что вектор электрического поля Е вращается с постоянной угловой скоростью, равной несущей частоте сигнала щ, так что конец вектора описывает окружность. При отражении такой радиоволны от мелких частиц сферической формы ее поляризация остается круговой, но с противоположным направлением вращения вектора Е отр (рис.61,б). Такая радиоволна не проходит поляризационное устройство и поэтому пассивные помехи, созданные атмосферными образованиями, состоящими из мелких частиц сферической формы, не принимаются ПРЛС. При отражении радиоволн с круговой поляризацией от объектов неправильной геометрической формы (например, от ВС) ее поляризация становится эллиптической (рис.61,в), при которой вращающийся вектор Е отр изменяет свою величину и его конец описывает эллипс. Волна с такой поляризацией проходит через поляризационное устройство, но с ослаблением, и поэтому ПРЛС принимает полезные сигналы, хотя дальность действия уменьшается. Поляризационная селекция наиболее эффективно действует при подавлении пассивных помех, образованных туманом, дождем и водными облаками. Помехи, отраженные от снега, града и ледяных облаков, ослабляются в меньшей степени. Иногда больший эффект достигается при использовании излучаемых радиоволн эллиптической поляризацией

Селекция по частоте повторения импульсов используется для борьбы с несинхронными помехами, т. е. такими импульсными сигналами, частота повторения которых отличается от частоты повторения полезных сигналов. Схема селекции по частоте повторения, представляющая фильтр несинхронных помех, устанавливается между приемником и индикатором. В этом фильтре (рис.46,а) осуществляется задержка принимаемых сигналов точно на период следования и их сравнение с задержанными сигналами. Схема совпадения “И” вырабатывает сигнал на выходе, если поступающие на ее два входа импульсы совпадают во времени. Если принимаются сигналы, частота F и которых равна частоте повторения зондирующих импульсов данной РЛС, то задержанные на время t з = Т и импульсы и незадержанные импульсы появляются в одно и то же время и со схемы “И” сигналы проходят на индикатор (рис.62,б). Таким образом, сигналы данной РЛС проходят через фильтр несинхронных помех. Когда РЛС принимает сигналы, период повторения которых Т п? T и, то задержанные на время t з = Т и импульсы уже не будут совпадать с незадержанными, и на выходе схемы “И” по этой причине никаких импульсов не будет (рис.62,в). Это значит, что несинхронная помеха не пропускается фильтром и не воздействует на индикатор.


Требования к основным характеристикам ПРЛС

Таблица 11

Параметр

Аэродромные

Трассовые

Дальность действия, км (по ВС с ЭПР 15 м2)

Максимальная высота зоны действия, м

Пределы зоны обзора по углу места, град.

Вероятность правильного обнаружения

Вероятность ложной тревоги

СКП измерения дальности (большая из величин)

3% r или 150 м

СКП измерения азимута на максимальной дальности

Разрешающая способность по дальности (большая из величин)

1% r или 230 м

Разрешающая способность по азимуту на максимальной дальности, град.

Время обзора, с

Время перехода на резерв, с

В таблице 12 приведены основные характеристики отечественных обзорных РЛС. Сравнение данных таблиц 11 и 12 позволяет сделать вывод, что характеристики реальных обзорных РЛС по некоторым позициям отличаются от рекомендуемых. В частности, дальность действия эксплуатируемых в России ПРЛС значительно превышают стандарты, принятые в ИКАО. Причина этого состоит в том, что ГА вынуждена использовать образцы ПРЛС, разработанные для целей обороны и отличающимися повышенными возможностями по сравнению с ПРЛС гражданского назначения.

Таблица 12

Характеристика

“Скала-М/МПР”

“Иртыш”

“Экран-85”

“Скала-МПА”

“Онега”

Максимальная дальность (по ВС с ЭПР 10 м2), км

Вероятность обнаружения

Минимальная дальность, км

Максимальная высота обнаружения, км

Пределы зоны обзора по углу места, град

Разрешающая способность:

по дальности, м

по азимуту, град

Темп обновления информации, с

Длина волны, см

Наработка на отказ, ч

Средний ресурс, тыс.ч

СКП измерения:

дальности, м

азимута, град

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано при разработке перспективных РЛС. Достигаемым техническим результатом является увеличение надежности обнаружения объекта. Для этого в известном способе контроля воздушного пространства, заключающемся в его обзоре с помощью РЛС, дополнительно принимают отраженную энергию внешнего радиоэлектронного средства (РЭС), определяют границы зоны, в которой отношение отраженной объектом энергии РЭС к шуму больше порогового значения, и излучают сигнал РЛС только в те направления зоны, в которых обнаружена отраженная энергия РЭС.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано при разработке перспективных РЛС. Для обеспечения контроля воздушного пространства необходимо обнаруживать объект с высокой надежностью и измерять его координаты с требуемой точностью. Известен способ обнаружения объекта с помощью пассивных многопозиционных систем, использующих облучение объекта за счет энергии внешних радиоэлектронных средств (РЭС), например телецентров или даже источников природного характера: молний, солнца, некоторых звезд . Обнаружение объекта и измерение его координат в этом способе осуществляют за счет приема отраженной объектом энергии (сигналов) внешних источников в разнесенных точках и совместной обработки принятых сигналов. Преимущество такого способа состоит в том, что для его функционирования не требуется затрат энергии на облучение объекта. Кроме того, известно, что эффективная площадь рассеяния объекта при бистатической радиолокации на просвет в зоне существования просветного эффекта на 3-4 порядка больше по сравнению с моностатической . Это означает, что объект может быть обнаружен при облучении его на просвет сравнительно малым уровнем энергии РЭС. Недостатки способа состоят в следующем: - для реализации способа необходимо иметь несколько разнесенных приемных позиций с обеспечением системы связи между ними, поскольку при наличии одной позиции можно обнаружить лишь признак наличия объекта, а для измерения его координат нужно не менее трех; - могут быть использованы только РЭС с сигналом, имеющим ширину спектра, достаточную для обеспечения разрешения объектов по дальности ; - невозможно обеспечить контроль всего пространства при использовании РЭС с реальным энергетическим потенциалом, т.к. невозможно обеспечить требуемое отношение отраженная объектом энергия РЭС/шум при произвольном положении объекта в контролируемом пространстве, поскольку как показано в (графики на рис. 3, с. 426), просветный эффект действует при углах дифракции примерно 6 градусов. Наиболее близким техническим решением является способ контроля воздушного пространства с помощью РЛС, когда излучают зондирующий сигнал последовательно во все направления контролируемого пространства и по принятому отраженному объектом сигналу обнаруживают его и измеряют его координаты. Как правило, для этого используют РЛС с игольчатой формой диаграммы направленности антенны в S-диапозоне, например, РЛС RAT-31S (Радиоэлектроника за рубежом, 1980, 17, с. 23). Недостаток такого способа состоит в том, что даже при игольчатом луче концентрация энергии при осмотре каждого направления недостаточна для обнаружения малозаметного объекта, поскольку за короткий период обзора (единицы секунд) требуется осмотреть контролируемое пространство, состоящее из тысяч направлений. Это снижает надежность обнаружения объекта. Увеличить ее можно за счет увеличения концентрации энергии в осматриваемом направлении путем увеличения потенциала РЛС. Для мобильных РЛС это не представляется возможным. Увеличение концентрации энергии в осматриваемом направлении при сохранении энергии можно достичь за счет сокращения числа направлений осмотра, что также не представляется возможным, т.к. сокращенные направления выпадут из под контроля. Предлагаемое изобретение направлено на решение задачи увеличения надежности обнаружения объекта при сохранении энергетического потенциала РЛС. Задача решается за счет сокращения числа направлений осмотра с помощью РЛС в тех зонах пространства, при нахождении в которых объекта, обеспечивается надежный прием отраженной им энергии внешних РЭС. Указанный результат достигается тем, что в известном способе контроля воздушного пространства, заключающемся в его обзоре с помощью РЛС, согласно изобретению дополнительно принимают отраженную энергию внешнего радиоэлектронного средства (РЭС), определяют границы зоны, в которой отношение отраженной объектом энергии РЭС к шуму больше порогового значения, и излучают сигнал РЛС только в те направления зоны, в которых обнаружена отраженная энергия РЭС. Суть изобретения состоит в следующем. Определяют конкретное РЭС с известными параметрами, энергия которого будет использована для обнаружения объекта (например, спутник телевидения, связи или наземное РЭС). Определяют величину отношения отраженная объектом энергия РЭС/шум (т.е. отношение сигнал/шум) в точке приема по формуле (ЛЗ, формула 1, с. 425): где Q= P C /P Ш - отношение сигнал/шум; P T - средняя мощность передающего устройства РЭС; G T , G R - коэффициенты усиления соответственно передающей и приемной антенн; - длина волны; - обобщенные потери; ( B , Г)) - ЭПР объекта для двухпозиционной системы как функция от углов дифракции B и Г; F(,) F(,) - ДН передающей и приемной антенн; Р Ш - средняя мощность шумов в полосе приемного устройства с учетом порога обнаружения; R T , R R - расстояние от РЭС и приемного устройства до объекта соответственно. Для значения Q, превышающего пороговое значение, т.е. обеспечивающего требуемую надежность обнаружения отраженной объектом энергии РЭС, определяют граничные значения B , Г, которые и берут в качестве границ зоны, при расположении в которой объекта отношение отраженная объектом энергия РЭС/шум больше порогового значения. В случае использования стабильно работающего РЭС зона, где Q превышает пороговое значение, может быть определена экспериментально путем набора статистики при обзоре зоны одновременно в пассивном режиме и с помощью РЛС. При этом определяют границы зоны, в которой обнаруживают с требуемой надежностью отраженную энергию РЭС объектом, обнаруженным РЛС. После определения границ, зону осматривают в пассивном режиме с помощью приемной антенны в диапазоне частот выбранного РЭС известным способом (см., например, ), РЛС для обзора этой зоны не используется. при обнаружении в некотором направлении o , o , входящем в зону, отраженной объектом энергии РЭС принимают решение об обнаружении в этом направлении признака нахождения объекта и излучает в этом направлении сигнал РЛС, в активном режиме обнаруживают объект и измеряют его координаты. Таким образом, число направлений, осматриваемых с помощью РЛС, будет сокращено; за счет этого может быть увеличена концентрация энергии РЛС при осмотре направлений пространства, что увеличит надежность обнаружения объекта. Следует отметить, что энергию внешнего РЭС в предлагаемом изобретении используют лишь для обнаружения признака наличия объекта, в отличие, например, от способа, описанного в , где она используется для обнаружения объекта и измерения его координат. Это устраняет основные недостатки способа использования внешнего РЭС, отмеченные в , и снижает требования к параметрам излучения РЭС.

Формула изобретения

Способ контроля воздушного пространства, заключающийся в его обзоре с помощью РЛС, отличающийся тем, что дополнительно принимают отраженную объектом энергию внешнего радиоэлектронного средства (РЭС), определяют границы зоны, в которой отношение отраженной объектом энергии РЭС к шуму больше порогового значения, и излучают сигнал РЛС только в те направления зоны, в которых обнаружена отраженная энергия РЭС.

Другие изменения, связанные с зарегистрированными изобретениями

Изменения:Зарегистрирован переход исключительного права без заключения договораДата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 12.03.2010/РП0000606Патентообладатель: Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт измерительных приборов"
Прежний патентообладатель: Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт измерительных приборов"

Номер и год публикации бюллетеня: 30-2003

Похожие патенты:

Изобретение относится к радиотехническим средствам пассивной локации для определения местоположения источников импульсного электромагнитного излучения и может быть использовано для измерения местоположения грозовых разрядов на расстояниях 300-2000 км в метеорологии и в гражданской авиации для повышения безопасности полетов

Изобретение относится к радиотехнике и предназначено для прецизионного определения высоты полета ИСЗ, параметров гравитационного поля Земли, определения фигуры геоида, рельефа поверхности суши, топографии ледовых полей и океана, в частности высоты неровностей подстилающей поверхности и океанических волн