Как выжить после крушения самолета. Люди,выжившие в авиакатастрофах

27.09.2021

В статье представлена информация об авиакатастрофах гражданских воздушных судов (ВС) и летательных аппаратов (ЛА) военно-воздушных сил (ВВС), в которых из всех пассажиров и экипажа выжил всего 1 (один) человек. Дата публикации: 29.07.2011 (обновлено 03.11.2015).

Авиакатастрофа, приведшая к наибольшему числу жертв, из включенных в этот список, произошла 16 августа 1987 года в США. Из 155 человек на борту самолета DC-9-82 в живых осталась только 4-летняя Сесилия Сичан, потерявшая во время ЧП свою семью.

1936 год

Первый зафиксированный случай единственного выжившего после авиакатастрофы - 5 сентября 1936 года. Во время обзорного полета над Международным аэропортом Питтсбурга, США, разбился самолет авиакомпания Pittsburgh Skyways - тип самолета неизвестен. Десять человек погибло, выжила одна 17-летняя девушка, пассажир самолета Линда Макдональд (Linda McDonald).

1941 год

30 октября 1941 года возле американского города Мурхед, штат Миннесота, из-за обледенения крыла с высоты 200-300 метров упал почтовый самолет компании Northwest Airlines. Из 15 человек, находившихся на борту, выжил только пилот Кларенс Бейтс (Clarence Bates).

На фото: самолет Short S.25 Sunderland

1942 год

При невыясненных обстоятельствах 25 августа 1942 года в Шотландии разбился самолет Short S.25 Sunderland, «летающая лодка» Королевских ВВС Великобритании. Среди 14 погибших - член королевской семьи, герцог Кентский Георг, что стало основой версии о теракте. Единственный выживший - 24-летний лейтенант Эндрю Джек (Andrew Jack), летевший пассажиром самолета.

1943 год

Джон Ховард (John Alfred Howard) - 26-летний пассажир рейса 9 авиакомпании Панагра, единственный выживший после авиакатастрофы 22 января 1943 года. Самолет Douglas DC-3 столкнулся с горой в провинции Каравели, Перу, на высоте около 4 тысяч метров. Из-за недостаточной подготовки диспетчеров погибло шесть человек.

«Летающая крепость» Boeing B-17C ВВС США разбился 14 июня 1943 года в районе города Маккай, Австралия. Самолет взлетел во время утреннего тумана и после непродолжительного полета на небольшой высоте упал на землю. Причины катастрофы, во время которой погибло 40 человек, не установлены. Единственный выживший - 22-летний пассажир Фой Робертс (Foye Kenneth Roberts).

Чешский пилот, 32-летний Эдуард Прчал (Eduard Prchal) 4 июля 1943 года оказался единственным выжившим в катастрофе над Гибралтаром при крушении на 16 секунде после взлета самолета 511 эскадрильи Королевских ВВС B-24 «Либерейтор II» (бортовой номер AL 523). В катастрофе 16 человек, включая командующего польскими войсками и премьер-министра польского правительства в изгнании генерала Владислава Сикорского, его дочь, а также начальника штаба генерала Тадеуша Климецки. Во время расследования Прчал не смог внятно объяснить, почему в этот вылет он надел спасательный жилет, хотя обычно не прибегал к такой мере предосторожности, и кем был второй человек, которого видели на крыле упавшего самолёта.

1946 год

5 сентября 1946 года при подлете к аэродрому назначения самолет Douglas DC-3, авиакомпания Trans-Luxury Airlines, столкнулся с землей. Погибло 20 человек. Вероятная причина катастрофы в округе Элко, штат Невада, - ошибка пилота при пространственной ориентировке в условиях сильного тумана. Выжил только двухлетний мальчик Питер Линк (Peter Link), который сидел на руках у матери.

1947 год

Douglas DC-3, рейс 665 авиакомпании Eastern Air Lines, врезался в холм возле города Гэлакс, США, 12 января 1947 года. Из 19 человек на борту самолета выжил только 25-летний Уильям Кис мл. (William Ellis Keyes, Jr.). Причина катастрофы не установлена, предположительно - ошибка пилота.

28 января в Китае, возле города Ухань, спустя 30 минут после взлета разбился самолет Curtiss-Wright C-46 Commando. Погибло 25 человек, выжил только 15-летний подросток Пол Вик (Paul Ashton Vick). Причины падения самолета, вероятно, скрыты, официально - не установлены.

На фото: самолет Douglas DC-3 авиакомпании Air France

1 февраля 1947 года по невыясненным причинам упал и разбился Douglas DC-3 авиакомпании Air France. Катастрофа произошла в Португалии, неподалеку от Лиссабона. Единственный выживший - 38-летний Юджин Леонард (Eugene Leonard). Погибло 15 пассажиров и членов экипажа.

1948 год

10 марта 1948 года, Чикаго, катастрофа Douglas DC-4, рейс 705 авиакомпании Delta Air Lines. Вскоре после взлета (курс на Майами), на высоте 60-100 метров, самолет стал резко задирать нос, пока не стал в почти вертикальное положение. Затем, набрав высоту до 250 метров, перешел в сваливание на правое крыло и в итоге носовой частью врезался в землю. Точные причины потери продольного управления самолетом не установлены. Погибло 12 человек, выжила 33-летняя пассажирка Триполина Мэо (Tripolina Meo).

Ирландия, вблизи международного аэропорта «Шаннон», 15 апреля 1948 года. В ночное время самолет Lockheed L-049 Constellation, рейс 1-10 авиакомпании PanAm, снизился раньше торца ВПП, задел шасси каменный забор и разрушился. В результате катастрофы погибло 30 человек, единственный выживший - Марк Уорст (Mark Worst).

На фото: самолет Douglas DC-4 в Конго

12 мая 1948 года, Douglas DC-4 бельгийской государственной компании в ДР Конго на высоте около 220 метров пoпaл в центр грозового фронта, резко потерял высоту и рухнул в лес, унеся жизни 31 человека. Выживший - пассажир по имени Мутафиш (Moutafis).

Хуан Юй (на кантонском - Вонг Ю) - единственный 24-летний выживший пассажир рейса компании Cathay Pacific, разбившегося 17 июля 1948 года на мысе Макао. Погибло 25 человек.

1949 год

20 ноября 1949 года из-за сложных метеоусловий в Норвегии упал в лес и разбился голландский самолет Douglas DC-3 (компания Aero Holland). На борту было 10 взрослых и 26 детей, из которых выжил только 12-летний Исаак Алляль (Isaac Allal).

1950 год

10-летняя Ольга Рада (Olga Rada) - единственная выжившая в авиакатастрофе 24 мая 1950 года, которая произошла возле города Пасто в Колумбии с самолетом Douglas C-47 Skytrain, авиакомпания LANSA. Самолет по неустановленной причине разрушился в воздухе недалеко от вулкана Галерас, погибло 25 человек.

Япония, 130 километров от Токио, 27 июля 1950 года. Через 20 минут после взлета самолет Douglas C-47 Skytrain, ВВС США, упал в Тихий океан. Причины катастрофы не установлены, обломки опустились на глубину свыше 1500 метров. Из 26 человек выжил только пассажир, 23-летний сержант Хару Садзаки (Haru Sazaki).

На фото: самолет Douglas C-47 Skytrain

30 августа 1950 года возле индонезийского острова Джемаджа разбился еще один Douglas C-47 Skytrain, самолет британских ВВС. По неустановленной причине «Дуглас» упал в Южно-Китайское море, следуя по маршруту Сингапур - Гонконг, погибло девять человек. Единственный выживший - майор Дэвид Лоутер (David Lowther).

1954 год

Деревня Олдбри, графство Хартфордшир, Великобритания. Через четыре минуты после взлета 6 января 1954 года, во время снежной бури, потерял высоту и врезался в деревья самолет Vickers Valetta T.3 Королевских ВВС. Погибло 16 человек, выжил - сержант ПиДи Клифф (P.D. Cliff). Причины катастрофы окончательно не установлены.

На фото: самолет Vickers Valetta T.3

Пауль Олсен (Paul Olsen) получил свой второй шанс в жизни 28 марта 1954 года, когда остался единственным выжившим после авиакатастрофы у острова Медвежий, Шпицберген. Во время падения почтового самолета Королевских ВВС Норвегии погибло 8 человек.

На фото: пассажиры самолета Ли-2 Дальневосточного отделения «Аэрофлота»

26 августа под Южно-Сахалинском потерпел крушение, врезавшись в сопку при заходе на посадку в условиях низкой облачности, самолет Ли-2 компании «Аэрофлот» (Дальневосточное территориальное управление ГВФ, Хабаровская авиагруппа). В результате катастрофы погибло 26 человек, выжил неизвестный подполковник советской армии. Мужчина около 40 лет доставлен в больницу в тяжелом состоянии.

1956 год

Кончетта Финаморе (Concetta Finamore) - единственная выжившая пассажирка рейса LAI Flight 451 компании Linee Aeree Italiane, который разбился 24 ноября 1956 года. 34 человека погибло.

На фото: место крушения президентского самолета Филиппин

1957 год

17 марта 1957 года на Филиппинах, остров Себу, потерпел крушение президентский самолет Douglas C-47 Skytrain. В результате недостаточного набора высоты из-за неисправности электроприборов самолет врезался в гору через 40 минут полета. Погибли 25 человек, включая 7-го президента Филиппин Рамона Магсайсая. Выжил только находившийся в хвосте самолета 31-летний Нестор Мата (Néstor Mata).

На фото: самолет авиакомпании Eagle Aviation Limited

1 мая 1957 года при падении самолета Vickers VC.1 Viking компании Eagle Aviation Limited в районе аэропорта Блэкбуш, графство Гемпшир, погибло 34 человека, в основном, военнослужащие и члены их семей. После падения четыре человека были обнаружены живыми и направлены в больницу, но выжил только один пассажир, имя которого не называется.

1959 год

Из-за ошибки экипажа 30 октября 1959 года самолет Douglas C-47 Skytrain, рейс 349 авиакомпании Piedmont Airlines, врезался в 950-метровую гору Бакс Элбоу, Уайт Холл, Вирджиния, на 100 метров ниже ее пика. Выжившего Фила Брэдли (Phil Bradley) во время удара выбросило из фюзеляжа вместе с сиденьем, на котором он и ожидал спасателей, пристегнутый ремнем безопасности. Остальные 26 человек, находившиеся на борту, погибли.

На фото: самолет Martin 2-0-2 авиакомпании Allegheny Airlines

1 декабря 1959 года, США, Вильямспорт, штат Пенсильвания. При заходе на посадку самолета Martin 2-0-2, рейс 371 авиакомпании Allegheny Airlines, экипаж сбился с курса и самолет врезался в гору. Погибло 25 человек, выжил - Луис Матараццо (Louis Matarazzo).

1967 год

Лейтенант Джозеф Гинет (Joseph «Leo» Guenet), 29 лет, член экипажа Lockheed EC-121H Super Constellation ВВС США - единственный выживший в авиакатастрофе 25 апреля 1967 года. Спустя 8 минут после взлета «Локхида» экипаж сообщил о пожаре в третьем двигателе и попросил экстренную посадку на острове Нантакет в Атлантическом океане. Однако самолет не долетел до ВПП, а упал в воду в нескольких километрах от острова. Погибло 15 человек.

1968 год

Неизвестный солдат срочной службы был единственным выжившим в катастрофе Ил-18 в Чунском районе Иркутской области 29 февраля 1968 года. Самолет рейса 15 «Аэрофлота» по невыясненной причине упал с высоты около 8000 метров. На высоте 1000 м из-за запредельных нагрузок Ил-18 разрушился. В результате катастрофы погибло 83 человека.

1970 год

Во время разбега по ВПП в городе Куско, Перу, 9 августа 1970 года у самолета Lockheed L-188 Electra авиакомпании LANSA (рейс 502) заглох и загорелся третий двигатель. «Локхид» все-таки взлетел, и пилоты запросили экстренную посадку. Во время разворота самолет накренился, потерял высоту, упал на землю и загорелся. В результате ненадлежащей эксплуатации самолета и ошибочных действий экипажа погиб 101 человек (2 на земле). Единственный выживший в этой авиакатастрофе - 26-летний пилот Хуан Лоо (Juan Loo).

1971 год

6 июня 1971 года пилот, лейтенант Кристофер Шисс (Christopher E. Schiess) единственный выжил при столкновении самолета ВМС США и гражданского рейса 706 авиакомпании Hughes Airwest. Погибло 50 человек.

На фото: Джулиана Кёпке на месте авиакатастрофы

Перу, Арекипа, 24 декабря 1971 года, трагедия рейса 508 авиакомпании LANSA, ставшая основой для фильма «Чудеса еще случаются». Самолет Lockheed L-188 Electra пoпaл в зону сильной турбулентности через несколько минут после взлета. Через 20 минут полета в «Локхид» ударила молния. Самолет начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра и упал вглубь тропического леса. Получив перелом ключицы, единственная выжившая пассажирка Джулиана Кепке (Juliane Koepcke) через 9 дней самостоятельно вышла к людям.

1972

Весна Вулович (Vesna Vulović), 22-летняя стюардесса, единственная выжившая в авиакатастрофе самолета DC-9-30 (рейс JAT 367) 26 января 1972, рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии. После катастрофы Вулович 27 дней находилась в коме, а затем еще 16 месяцев оставалась в госпитале. Она продолжила работать в авиакомпании, но уже на наземной работе (у нее были повреждены череп, ноги и три позвонка).

Весна Вулович занесена в Книгу рекордов Гиннесса как выжившая при свободном падении без парашюта с рекордной высоты: 10 160 метров (33 316 футов).

1973 год

22 июля 1973 год, возле города Папеэте на Таити упал в Тихий океан Boeing 707-321B рейса 816 компании Pan Am. При взлете самолет поднялся на высоту 100 метров, а затем завалился влево и рухнул в воду. Погибло 78 человек - все, кроме Нила Кэмпбелла (Neil James Campbell). «Боинг 707» опустился на глубину около 700 метров, бортовые самописцы не были найдены, причины катастрофы не установлены.

На фото: носовая часть разбившегося Ту-134А

1979 год

22 марта, СССР, Лиепая. Из-за ошибки экипажа и УВД, допустивших нарушение центровки самолета, произошла катастрофа грузового рейса Ту-134А компании «Аэрофлот». Погибло четыре человека, выживший член экипажа - бортмеханик Юрий Дмитриевич Степанов, который, в отличие от своих товарищей, был пристегнутым при взлете.

30 мая 1979 года разбился самолет DHC-6 (De Havilland Canada) Twin Otter, рейс 46 авиакомпании Downeast Airlines. По неустановленной причине при посадке в аэропорту города Рокланд, штат Мэн, США, самолет зацепил деревья и разбился. Погибло 17 человек, в живых из находившихся на борту «Ди-эйч-си» остался только 16-летний пассажир Джон Маккаферти (John McCafferty).

1981

Савицкая Лариса Владимировна, единственная выжившая в катастрофе самолета Ан-24 (рейс «Аэрофлот» 811), произошедшей 24 августа 1981 года возле Комсомольска-на-Амуре. Молодая 20-летняя девушка находилась в хвосте и осталась в живых после столкновения самолетов в воздухе: АН-24 столкнулся с бомбардировщиком Ту-16 на высоте 5220 м. Погибло 37 человек.

Лариса Савицкая была включена в российское издание Книги рекордов Гиннесса как выжившая после падения с высоты более 5000 метров и получившая минимальную сумму компенсации физического ущерба (75 руб. в деньгах 1981–1982 годов).

2 сентября 1981 года, Колумбия, город Пайпа. Из-за перегрузки не смог набрать необходимую высоту и при совершении левого поворота врезался в холм самолет Embraer EMB 110 Bandeirante авиакомпании Taxi Aereo el Venado. Погиб 21 человек, выжил только 26-летний пассажир Ремберто Апарисио (Remberto Aparicio).

1983 год

30-летняя Мелисса Келли (Melissa Kelly) - единственная выжившая в катастрофе 30 апреля 1983 года, которая произошла с самолетом военно-морских сил США Convair CV-340 возле города Джэксонвилл во Флориде. Экипаж принял решение о возврате в аэропорт вылета, когда вскоре после взлета загорелся один из двигателей самолета, но Convair CV-340 упал в воду за 125 метров до начала ВПП. Погибло 14 человек.

На фото: Ту-154 компании «Аэрофлот»

23 декабря 1984 года в катастрофе Ту-154, летевшего рейсом Красноярск - Иркутск, погибло 110 человек. Имя единственного выжившего при крушении самолета рейса 3519 «Аэрофлота» 27-летнего мужчины, не называется.

1985 год

Вскоре после взлета Lockheed L-188A Electra с аэродрома Рино в штате Невада в самолете началась сильная вибрация из-за открывшегося лючка на крыле. Экипаж рейса 203 авиакомпании Galaxy Airlines совершил ошибку: решив, что детонация вызвана сбоем в работе турбин, пилоты снизили тягу двигателей, самолет потерял скорость и упал на территории кемпинга. Единственного выжившего пассажира, 17-летнего Джорджа Лэмсона (George Lamson), вместе с сиденьем выбросило из фюзеляжа за секунды до взрыва, в котором погибло 70 человек.

Как мы видим, самолеты становятся с годами больше, соответственно и количество пассажиров увеличивается...

1987 год

Кот-д’Ивуар, Абиджан, 3 января 1987 года. Авиалайнер Boeing 707, рейс 797 авиакомпании Varig, разбился при заходе на аварийную посадку после отказа двигателя. Погибло 50 человек, в живых остался только один пассажир, профессор Неуба Йессох (Neuba Yessoh).

16 августа 1987 года при взлете из аэропорта Детройт Метрополитан, штат Мичиган, экипаж не выпустил закрылки и предкрылки самолета рейса 255 авиакомпании Northwest Airlines. В результате лайнер McDonnell Douglas DC-9-82 потерял скорость и разбился за пределами ВПП. Причиной неисправности системы предупреждения о готовности полета стало сознательное отключение электрического предохранителя неизвестным лицом. В этой катастрофе погибло 156 человек (два на земле), единственная выжившая - четырехлетняя девочка по имени Сесилия Сичан (Cecelia Cichan).

На фото: Сесилия Сичан через несколько лет после катастрофы

8 декабря 1987 года погибли футболисты и другие члены спортивного клуба «Альянса», а также болельщики команды, возвращавшиеся в Лиму. При повторном заходе на посадку (из-за неисправности шасси) в Международном аэропорту Джорджа Чавеса самолет ВМС Перу Fokker F27-400M слишком рано снизил высоту, правым крылом зацепил поверхность океана, перевернулся и разрушился. Жертвами авиакатастрофы в Перу стали 42 человека. Единственный выживший - лейтенант Эдильберто Вильяр (Edilberto Villar), который числился членом экипажа, но странным образом его роль в экипаже установлена не была.

1988 год

Неизвестный мужчина оказался единственным выжившим в авиакатастрофе 11 декабря 1988 года, произошедшей под Ленинаканом с самолетом Ил-76М Военно-воздушных сил СССР. Этот везунчик находился в кабине КамАЗа, погруженного в самолет, когда тот врезался в гору при заходе на посадку. Погибло 77 человек.

1990 год

Туркменская СССР, Ашхабадская область, близ Бахардока, 19 ноября 1990 года. Из-за производственного дефекта произошло разрушение главного редуктора несущего винта Ми-8Т, борт СССР-22389, компании «Аэрофлот». Вертолет упал с высоты 1200 м, столкнулся с землей и взорвался. Командир воздушного судна А. Бурмистров выжил, благодаря тому, что его выбросило через остекление кабины при взрыве, остальные 15 человек, находившиеся на борту, погибли.

На фото: выживший в авиакатастрофе индонезиец Бамбанг Сумади

1991 год

Самолет Lockheed C-130 Hercules, борт A-1324 ВВС Индонезии, возвращался с празднования Дня вооруженных сил 5 октября 1991 года. На борту находились летчики, принимавшие участие в официальных мероприятиях. По неустановленной (или скрытой) причине самолет потерял управление и врезался в учебный центр Министерства труда в районе аэропорта Халим Перданакусума, город Джакарта. В результате крушения «Локхида» погибло 135 человек (2 на земле), выжил - Бамбанг Сумади (Bambang Sumadi).

1992 год

Ливийский лидер Ясир Арафат - единственный выживший в авиакатастрофе, произошедшей 7 апреля 1992 года. Обстоятельства крушения малоизвестны: самолет летел из Хартума в Триполи, пoпaл в песчаную бурю и упал в пустыне. Погибло не менее четырех человек.

На фото: Аннет Херфкенс, пассажирка вьетнамского самолета рейса 474

14 ноября 1992 года при заходе на посадку в условиях тропического шторма отклонился от курса к международному аэропорту Камрань и врезался в вершину горного хребта самолет Як-40 Вьетнамских авиалиний (рейс 474). Погибли все члены экипажа и пассажиры (30 человек), кроме 31-летней Аннет Херфкенс (Annette Herfkens). Спасателям понадобилось 8 дней, чтобы добраться до обломков самолета.

На фото: Эрика Дельгадо с родственниками

1995 год

Девятилетняя Эрика Дельгадо (Erika Delgado), юная пассажирка рейса 256 Колумбийских международных авиалиний, стала единственной выжившей после катастрофы самолета McDonnell Douglas DC-9 возле города Боливар 11 января 1995 года. По неустановленной причине самолет потерял управление и упал с высоты в 3000 метров. Погибло 52 человека.

24 сентября 1995 года в катастрофе самолета MIAT Mongolian Airlines погибло 42 человека, спасся единственный человек - 27-летний Улзиибаяр Санджаа (англ. Ulziibayar Sanjaa).

1997 года

Штурман Сергей Петров, 37 лет, остался в живых после авиакатастрофы в районе аэропорта Шарджа, ОАЭ. В тот день, 15 декабря 1997 года самолет Ту-154, рейс 3183 Таджикских авиалиний, при заходе на посадку из-за ошибки летчика опустился ниже необходимой высоты, потерял скорость и упал в пустынной местности. В результате падения лайнера погибло 85 человек.

На фото: обломки рухнувшего Boeing-737 в пустыне

2003

Юсеф Джиллали (англ. Youcef Djillali), 28 лет, гражданин Алжира, военнослужащий. 6 марта 2003 года летел из Таманрассета в Гардаю (Алжир). Из-за отказа двигателя при взлете самолет Boeing 737-200 Алжирских авиалиний (рейс 6289 компании Air Algérie) потерпел крушение в пустыне Сахара. На борту находилось 97 пассажиров и 6 членов экипажа, все, кроме одного, погибли.

Мухамед эль-Фатех Осман (англ. Mohammed el-Fateh Osman), 3 года, гражданин Судана. 8 июля 2003 года летел с мамой из Порт-Судан в Хартум. Самолет Boeing 737-200 (бортовой номер ST-AFK) Суданских авиалиний (рейс 139) потерпел крушение в Красном Море, не долетев до аэропорта Хартум. На борту находилось 117 пассажиров и членов экипажа, все, кроме одного, погибли. Самолет загорелся в воздухе. Очевидцы говорят, что падающий самолет был похож на гигантский огненный шар. На месте падения спасатели обнаружили маленького мальчика.

На фото: лейтенант Фаркаш с женой после катастрофы

2006 год

Преждевременное снижение высоты и ошибка в пространственном ориентировании привела к авиакатастрофе 19 января 2006 года, которая произошла в Приштине, Сербия, с бортом 5605 Воздушных сил Словакии. В результате падения самолета Ан-24 погибло 42 человека. Единственный выживший - лейтенант Мартин Фаркаш (Martin Farkaš), бывший пассажиром самолета.

27 августа 2006 года, при взлете с аэропорта города Лексингтон, штат Кентукки, пилоты авиакомпании Delta Connection перепутали номер ВПП и начали взлет по более короткой полосе. В результате самолету Bombardier Canadair Regional Jet (рейс 5191) не хватило длины разбега, он выкатился за пределы ВПП, протаранил железное ограждение, врезался в деревья, разрушился и загорелся. Катастрофа унесла жизни 49 человек. Единственный выживший - 44-летний второй пилот Джеймс Полехинке (James Polehinke).

На фото: бывший летчик Джеймс Полехинке с супругой

2007 год

Ирак, город Балад, 9 января 2007 года. Абдулькадир Акыз (Abdülkadir Akyüz) остался единственным уцелевшим пассажиром Ан-26 (борт ER-26068) молдавской авиакомпании AerianTur-M. Самолет разбился при посадке в аэропорту, погибло 34 человека. Существует несколько версий причин катастрофы, включая плохие погодные условия и теракт (есть основания полагать, что молдавский Ан-26 был сбит ракетой).

На фото: спасатели эвакуируют Франческу Льюис, что заняло около 4 часов, до места, доступного вертолету

12-летняя Франческа Льюис (Francesca Lewis) - единственная выжившая в авиакатастрофе самолета Cessna 172, который врезался в склон вулкана Бару в Панаме 23 декабря 2007 года. В трагедии погибли все, находившиеся на борту, включая мультимиллионера Майкла Кейна и его 13-летнюю дочь Талию. Франческу обнаружили через два дня после падения «Сессны» в труднодоступном горном районе.

2008 год

В условиях плохой видимости 8 октября 2008 года в районе аэропорта им. Тэнцинга и Хиллари в городе Лукла, Непал, пилот сбился с курса и самолет De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter (рейс 103) авиакомпании Yeti Airlines врезался в гору. В результате катастрофы оборвались жизни 18 человек. Единственный выживший - командир экипажа Сурендра Кунвар (англ. Surendra Kunwar).

2009 год

Канада, остров Ньюфаундленд, 12 марта. Вертолет Sikorsky S-92, обслуживавший нефтяное месторождение Хайберния, упал в океан во время полета к нефтяной платформе. Выжил только 28-летний Роберт Декер (Robert Decker), 17 человек погибло.

На фото: Байя Бакари на больничной кровати в июле 2009 года

Байя Бакари (англ. Bahia Bakari), 14 лет, гражданка Франции. 30 июня 2009 года летела вместе с матерью из Марселя на Коморские острова. Самолет Airbus А-310-300 Йеменских авиалиний (рейс IY 626) потерпел крушение в Индийском океане вблизи Коморских островов. На борту находилось 153 пассажира, все, кроме девочки-подростка, погибли. Байя не получила при катастрофе физических травм, пострадала только от переохлаждения после пребывания в воде в течение 14 часов. В 2010 году она опубликовала автобиографию «Выжившая».

На фото: 9-летний Рубен ван Ассоу в госпитале после операции

2010 год

Рубен ван Ассоу (Ruben van Assouw), 9 лет, гражданин Нидерландов. 12 мая 2010 года летел вместе с родителями из Йоханнесбурга в Триполи. Самолет Airbus A330-200 ливийской компании Afriqiyah Airways (рейс 771) потерпел крушение при заходе на посадку аэропорта Триполи из-за ошибки пилотов. На борту находилось 93 пассажира и 11 членов экипажа, все, кроме одного, погибли. Ребенка обнаружили в сознании среди обломков. У мальчика сломаны ноги, но основные жизненные показатели в норме.

25 августа 2010 года при подлете к аэродрому Бандунду в ДР Конго врезался в дом борт 9Q-CCN авиакомпании Filair, самолет Let L-420UVP. Из-за недостатка топлива или технической неисправности погибли 20 человека. К сожалению, нет данных по единственному выжившему в этой катастрофе.

2011 год

4 апреля в городе Киншаса, Демократическая Республика Конго, не справился с управлением Bombardier CRJ 100 в сложных метеоусловиях грузинский пилот Georgian Airways, перевозивший груз и пассажиров по заказу ООН. В результате удара о DGG самолет раскололся на две части и загорелся. Погибло 32 человека. Единственный выживший - Франсис Муамба (Francis Mwamba).

Александр Сизов, 42 года, инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию самолета Як-42 (рейс AKY-9633), потерпевшего катастрофу 7 сентября на маршруте Ярославль - Минск. Самолет разбился при взлете с аэропорта «Туношна» из-за ошибки экипажа. Самолет выкатился за ВПП, не успел набрать высоту, столкнулся с радиомаяком, врезался в землю и взорвался. Погибло 44 человека, включая игроков хоккейного клуба «Локомотив».

На фото: Як-42 за пять лет до катастрофы

2014 год

11 февраля 2014 года разбился военно-транспортный самолет Lockheed C-130H-30 Hercules, летевший из Таманрассет в Константину, алжирская провинция Умм-эль-Баваки. Не долетев до места назначения, самолет разбился в гористой местности, погибло 77 человек. Спасся 21-летний Нимер Джеллул (англ. Nimer Djelloul).

2015 год

Самолет Ан-2 компании «Казахмыс», совершая 20 января перелет из Балхаша в Шатырколь, Шуский район Жамбылской области Казахстана, разбился на подлете к месту назначения. Погибло шесть человек, выжила Асем Шаяхметова.

По материалам Википедии - свободной энциклопедии

Безопасность пассажиров самолетов

Специалисты Университета Гринвича (Лондон) в 2008 году провели исследование, данные для которого брали из анализа обстоятельств гибели 105 человек в авиакатастрофах. Также были опрошены почти 2 тыс. человек, выживших при крушении самолетов.

Результаты показали: наиболее безопасны кресла у прохода, не более чем в пяти рядах от аварийного выхода.

По мнению ряда специалистов, кресла бортпроводников безопаснее кресел пассажиров, поскольку они расположены спинкой вперед. Предлагалось даже развернуть кресла пассажиров, но нововведение не было внедрено из-за нежелания пассажиров летать спиной вперед. Кроме того, при полете самолета на крейсерском режиме с положительным углом атаки, пассажиры, сидящие лицом против полета, будут «сползать» из кресел, так как при таком положении самолета подушка кресла находится под отрицательным углом к горизонту.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Мы сегодня решили вспомнить невероятные случаи, перечень авиакатастроф, произошедших с многоместными воздушными суднами, в результате которых из всех находившихся на борту в живых остался только один человек.


14 июня 1943 года в Австралии потерпел крушение самолёт, перевозивший находившихся в отпуске американских солдат. В условиях плохой видимости из-за тумана самолёт задел верхушки деревьев и разбился. В живых остался лишь Фой Кеннет Робертс (всего на борту был 41 солдат ), получивший тяжёлые черепно-мозговые травмы. Врачам удалось спасти Робертса и он прожил до 2004 года. Однако в результате травм он забыл всё, что касалось самой аварии, и потерял способность говорить.

Джулианна Дилер Копке выжила в авиакатастрофе, упав с высоты 3 км


23 декабря 1971 года в 500 километрах от столицы Перу Лимы в результате попадания в обширную грозовую область фактически развалился в воздухе на высоте более трех километров пассажирский самолёт.


«Вдруг вокруг меня воцарилась удивительная тишина. Самолёт исчез. Должно быть, я была без сознания, а затем пришла в себя. Я летела, крутясь в воздухе, и могла видеть стремительно приближающийся подо мной лес»

Семнадцатилетняя девушка Джулианна Дилер Копке стала единственной выжившей — она была пристёгнута ремнём к ряду кресел и упала в густые джунгли. При падении она сломала ключицу, повредила руку и получила травму голову средней тяжести. 9 дней Джулиана скиталась по джунглям, стараясь не отходить от ручья, веря, что рано или поздно он выведет ее к цивилизации. Также ручей давал девочке воду. Через девять дней Джулиана нашла каноэ и укрытие, в которое она спряталась и стала ждать. Вскоре ее нашли в этом укрытии лесорубы.

26 января 1972 года хорватские террористы взорвали над чешским городком Сербска-Каменице пассажирский самолет McDonnell Douglas DC-9−32, принадлежавший авиакомпании JAT Yugoslav Airlines. Борт следовал из Копенгагена в Загреб, на его борту находились 28 человек. Бомба, заложенная в багажном отделении, сдетонировала на высоте 10160 м. 27 пассажиров и членов экипажа погибли, однако 22-летняя стюардесса Весна Вулович осталась жива, упав с высоты более 10 км.


Весна Вулович


Весна Вулович после авиакатастрофы упала с высоты 10160 м и выжила


При падении с высоты 10160 метров (случай является рекордным для выживших при падении с большой высоты ) получила тяжёлые травмы позвоночника и черепа, находилась без сознания, когда её обнаружили. После этого почти месяц находилась в коме, общая продолжительность лечения составила около полутора лет. После выздоровления была переведена на наземную работу в авиакомпании, в Югославии считалась народной героиней.



Лариса Савицкая


24 августа 1981 года над территорией СССР столкнулись пассажирский и военный самолёты. Единственной выжившей стала пассажирка Лариса Савицкая, которая оказалась в обломке самолёта, где находились кресла, в которых она и укрылась. При падении с высоты более пяти километров Савицкая получила серьёзные травмы позвоночника, черепно-мозговые травмы, потеряла почти все зубы. В течение трех дней она дожидалась спасателей, так как обломки упали в тайге. В отличие от Весны Вулович не получила особой поддержки от государства: факт катастрофы скрывался, по отдельности полученные ей травмы не позволяли ей оформить инвалидность и получать содержание от государства, ей единовременно были выплачены 75 рублей как выжившей в авиакатастрофе.

Лариса Савицкая после авиакатастрофы провела в тайге три дня


13 января 1995 года в Колумбии разбился самолёт, совершивший вынужденную посадку в болотистой местности. Посадка была неудачной, при ударе о землю судно развалилось на части и взорвалось. Выжила только девятилетняя девочка Эрика Дельгадо, которую мать выбросила из самолёта в тот момент, когда он начал разваливаться. Эрика упала в кучу водорослей, однако не могла выбраться. По её воспоминаниям, кто-то из местных жителей сорвал с неё золотое ожерелье и скрылся, проигнорировав просьбы о помощи (тела погибших также были ограблены ). Через некоторое время девочку нашёл по ее крикам о помощи и вытащил из болота местный фермер.

27 августа 2006 года в штате Кентукки, США, при взлёте разбился пассажирский самолёт. Крушение было вызвано тем, что капитан ошибочно выбрал взлётную полосу, длина которой была слишком короткой для самолётов данного типа, в итоге выжил лишь второй пилот, Джеймс Полехинк, который в результате многочисленных травм (сильное сотрясение мозга, множество переломов, проткнутое рёбрами лёгкое ) потерял память и не помнил ничего, что касалось авиакатастрофы.

4-летняя Сессилия Сичан в 1989 г. сумела выжить после авиакатастрофы


16 августа 1989 года из аэропорта Детройта начал взлёт обычный рейс — McDonnell Douglas DC-9−82 авиакомпании Northwest Airlines. На борту находились 157 человека, среди них — 4-летняя девочка Сессилия Сичан. Вместе с ней летели её родители и шестилетний брат.


Лайнер начало раскачивать уже на взлёте, он задел левым крылом мачту освещения, часть крыла оторвалась и загорелась. Затем самолёт наклонило вправо, и другое крыло пробило крышу конторы проката автомобилей. Самолёт рухнул на шоссе, развалившись на куски, и загорелся. Обломки и тела жертв были разбросаны на площади более полумили.

Работавший на месте крушения пожарный Джон Тьед услышал тоненький писк и увидел среди обломков детскую ручку. 4-летняя девочка, получившая перелом черепа, перелом ноги и ключицы и ожоги третьей степени, оказалась единственной, кому удалось выжить в катастрофе. Она перенесла четыре операции по пересадке кожи, но сумела полностью восстановиться.

Сессилию воспитали её тётя и дядя. Когда девушка выросла, она сделала себе татуировку на запястье в виде самолёта, в память о том дне.


Байя Бакари

30 июня 2009 года у побережья Коморских островов потерпел крушение самолёт йеменской авиакомпании, упавший непосредственно в океан. Из 153 пассажиров выжила лишь тринадцатилетняя Байя Бакари, француженка, летевшая на Коморские острова из Марселя вместе с матерью. Когда девочку выбросило из самолёта при его столкновении с водой, она получила множественные ушибы и сломала ключицу. Ей удалось выбраться из воды на один из обломков самолёта, на котором она находилась в течение 14 часов, пока её не обнаружила команда проходящего мимо корабля, доставившая страдавшую, прежде всего, от переохлаждения девочку в госпиталь.

В январе 2010 года Бакари опубликовала автобиографию «Выжившая» совместно с журналистом Омаром Гендузом . В мае того же года газета AOL News опубликовала информацию, что Стивен Спилберг предложил Бакари приобрести права на экранизацию её книги, но она ответила отказом.

С тех пор как человек впервые поднялся в воздух, он познал падение. С каждым годом летная техника становилась сложнее, совершеннее и безопаснее, но крушения самолетов происходят по-прежнему. Массовая гибель людей при падении пассажирского лайнера становится не только горем для безутешных родственников погибших, но и общенациональной трагедией.

Выжившие после авиакатастрофы люди становятся при этом знаменитостями, о которых говорят и пишут СМИ во всех странах мира. Происходит это по той причине, что таких крайне мало.

Статистика падения самолетов

Если взять статистику за весь исторический период развития пассажирских авиаперевозок, то можно сделать вывод, что они крайне редки. Шанс, что техника рухнет во время полета, взлета или приземления равна 1/8 миллионам. Это означает, что человеку потребуется более 20 000 лет ежедневных перелетов на случайных рейсах, чтобы сесть на тот самый невезучий.

Если взять статистику выявленных причин падения техники, то в процентном соотношении она будет выглядеть так:

  • когда идет загрузка самолета, случается 5 % несчастных случаев (чаще всего пожар);
  • при взлете - 17 % катастроф;
  • при наборе высоты всего 8 % случаев;
  • во время полета 6 %;
  • при снижении самолета - 3 %;
  • заход на посадку является причиной 7 % случаев;
  • посадка самолета - 51 %.

Статистика всех зафиксированных случаев падения лайнеров показывает, что самый большой риск присутствует при взлете и падении. Наверное, поэтому пассажиры аплодируют пилотам именно после того, как они выполнят этот этап полета.

Выжившие после авиакатастрофы чаще всего указывают на то, что с самолетом «вдруг» что-то стало не так. На самом деле дотошные статисты и работники, отвечающие за безопасность полета, отмечают, что причины для внезапной поломки приборов или загоревшиеся двигатели - это недоработки, которые не были выявлены на земле, значит, причины падения лайнеров следует прежде всего искать там.

Причины крушения самолетов

Как ни говорить, но основной причиной всех авиакатастроф является человеческий фактор. Машины не портят сами себя и не выводят из строя. Отсутствие должного внимания при их сборке, при ежедневных проверках на предмет неисправности и осознанной работы пилотов и диспетчеров - все это чаще всего приводит к крушению техники.

Возможно ли выжить в авиакатастрофе, если специалисты плохо выполнили свою работу? И в этом случае ответ будет да, так как на сегодняшний день есть случаи, когда оставались живы больше, чем 1 человек.

Статистика крушения авиатехники в процентном соотношении такова:

  • ошибка пилотов является причиной 50 % случаев;
  • ошибки обслуживающего во время полета персонала выявлены в 7 % трагедий;
  • влияние погодных условий приходятся на 12 %;
  • неисправность приборов и машины в целом - 22 % (то, что не было должным образом выявлено до полета);
  • терроризм и другие (не выявленные причины или столкновение в воздухе) - 9 %.

Из перечисленных причин, кроме погодных, все остальное - деятельность людей. Это говорит о том, что трагедии можно было бы избежать, а случаи выживших в авиакатастрофе людей были значительно выше. Если взять статистику наиболее крупных крушений за последние 30 лет, то их причиной являются:

  • DC-8 упал в Ньюфаундленде в 1985 г. на взлете из-за потери скорости, погибло 250 пассажиров;
  • падение "Боинга-747" в 1985 г. в Японии было вызвано плохим ремонтом, результат - 520 жертв;
  • Ил-76, следующий из Казахстана в Саудовскую Аравию рухнул в Индии в 1996 г. от столкновения в воздухе с "Боингом", результат - 349 погибших;
  • Ил-76 упал в Иране в 2003 г. из-за удара о землю при плохой видимости, погибло 275 человек;
  • 224 человека, не выжившие в авиакатастрофе "Когалымавиа" в октябре 2015 г., пополнили печальную статистику: причина - возможный теракт.

Это далеко не все крупные крушения, которые случились с 1985 по 2015 годы, но даже по ним видно, что их причиной чаще всего становится человеческая невнимательность или недобросовестность. Список выживших в авиакатастрофах людей был бы намного длиннее, если бы отвечающие за безопасность полета специалисты хорошо выполняли свое дело, а пассажиры знали, что необходимо делать, чтобы остаться в живых.

Что делать при крушении самолета

Оказывается, существуют правила, которые реально помогают людям при крушении лайнера остаться в живых. Самые элементарные инструкции дают стюардессы перед началом полета. К сожалению, большинство пассажиров их не слушают, а тем более не могут применить на практике. Среди самых простых рекомендаций считается обязательным:

  • быть пристегнутым при взлете и посадке (в идеале лучше быть пристегнутым весь полет);
  • знать, где находятся спасательные жилеты и как пользоваться кислородной маской;
  • в экстренной ситуации не покидать своего места, а тем более не пытаться попасть в багажное отделение, чтобы спасти свои вещи;
  • сконцентрироваться и занять правильную позу перед столкновением самолета с землей или водой (нагнуть голову к коленям, прикрыв ее руками).

Кроме этих простых правил, существует несколько выводов специалистов по чрезвычайным ситуациям, которые люди, выжившие после авиакатастрофы, применили интуитивно и не пострадали.

Большинство пассажиров погибают после падения самолета и его возгорания, так как не могут вовремя из него выбраться. Чтобы этого не произошло, следует заранее знать:

  • как отстегиваются ремни безопасности;
  • точное направление к выходу (особенно если в салоне дым);
  • паника - это 100 % смерть.

Например, Джордж Лэмсон, будучи в 1985 г. еще 17-летним подростком, выжил только потому, что в момент столкновения самолета, которым он летел с отцом, его кресло выбросило из салона. Если бы мальчик не был пристегнут и не прижал голову к коленям, а после падения не сумел быстро отстегнуться и отбежать на безопасное расстояние, он бы погиб, как и остальные 70 человек.

Как показывают случаи выживших в авиакатастрофе, если человек не паникует и знает, что делать, то у него есть все шансы выжить. Исследуя примеры подобных трагедий, ученые пришли к выводу, что многие пассажиры, вместо того, чтобы выбираться из самолета, ждут чьих-то указаний или инструкций. Важно знать, что в такой ситуации каждый отвечает за свою безопасность сам.

Ситуации повышенного риска

Хотя может показаться, что выжившие после авиакатастрофы пассажиры - это просто счастливчики, на самом деле это не так. Как показали данные ученых из Англии, изучивших более чем 2000 случаев спасения при такой аварии, этим людям помогло не простое стечение обстоятельств, а конкретные знания и действия плюс толика везения.

Оказывается, существуют в самолетах зоны повышенного риска и более безопасные участки, о чем говорит статистика выживаемости:

  • например, у тех, кто сидит в первых пяти рядах в носу самолета, шанс на выживание составляет 65 %;
  • он еще выше у тех, кто сидит в этих рядах на крайних креслах (67 %), а не возле иллюминаторов (58 %);
  • у пассажиров, находящихся в хвосте самолета, есть 53 % на выживание, если они также сидят в первых пяти рядах от аварийного выхода;
  • люди, выжившие после авиакатастрофы и сидевшие в середине салона, встречаются крайне редко.

Кроме зон риска в салоне, также немаловажную роль играет сам самолет. Так, статистика утверждает, что 73 % всех авиакатастроф приходятся на небольшие самолеты, рассчитанные до 30 посадочных мест. Смертельный исход падения одномоторного или небольшого самолета равен 68 %, что говорит о том, что шанс выжить у пассажиров и пилотов такого транспорта равносилен чуду.

Вывод напрашивается один - следует летать большими самолетами надежных компаний. Вряд ли только правильный выбор транспортного средства и места в нем спасут жизнь в экстренной ситуации, но шансов на выживание у его пассажиров будет больше, а спасатели при крушении большого лайнера не задаются вопросом «есть ли выжившие в авиакатастрофе», а спасают их.

Самые сложные ситуации

Самой трудной и опасной частью катастрофы является столкновение самолета с землей или водой. После того как это произошло, у людей всего 1.5-2 минуты, чтобы остаться в живых. Именно в это время необходимо уложиться, чтобы отстегнуться, найти выход и выпрыгнуть как можно дальше.

Самую большую угрозу жизни представляет пожар и наполнявший салон угарный газ, что подтверждает выжившая в авиакатастрофе женщина. Лариса Савицкая выжила после столкновения самолета, в котором она летела с мужем, с бомбардировщиком. Получив ожоги от начавшегося пожара, она сумела сконцентрироваться и принять в кресле правильную позу, что и спасло ей жизнь, когда она 8 минут падала на нем с высоты 5200 м.

Ее посадку «смягчили» ветки деревьев, но, даже выжив после такого падения, ей пришлось пережить сильнейший шок как от полученных травм, так и от того, что спасатели не спешили с поисками упавшего самолета, уверенные, что никто не выжил.

«Есть ли выжившие в авиакатастрофе люди?» - этот вопрос должен стоять в первую очередь у тех, кто занимается подобными ситуациями. Лариса двое суток ждала помощи с переломом шейного отдела позвоночника и травмой головы. Она единственная, кто попал в книгу Гиннесса дважды за одно и то же событие:

  • первый раз как выжившая после падения с высоты более чем 5 км;
  • второй - как получившая самую мизерную компенсацию за полученный ущерб - всего 75 руб.

Не меньшую угрозу для жизни человека представляет столкновение самолета с водной поверхностью, хотя большинство пассажиров наивно считают, что она может смягчить падение. Подобное незнание элементарных законов физики стоило жизни многим людям.

Падение в океан

Когда самолет терпит бедствие над океаном, явление не редкое, но количество погибших при этом пассажиров остается шокирующе высоким, хотя есть и выжившие после авиакатастрофы на воде.

Происходит это по нескольким причинам:

  • во-первых, люди часто из-за паники не могут найти и надеть спасательный жилет;
  • во-вторых, они слишком рано приводят его в действие, а в надутом состоянии он мешает не только двигаться, но и выплыть из салона, если туда поступила вода;
  • в-третьих, они не знают, что удар самолета о воду равносилен столкновению с бетонным покрытием, и могут не пристегнуться, чтобы принять спасательную позу.

Кроме случаев, когда пилот выполняет вынужденную посадку на воду, падение в океан так же опасно, как и на землю, что подтверждает единственная выжившая в авиакатастрофе девочка.

Бакари было 12 лет, когда они с мамой летели из Парижа в Йемен. По так и не выявленной причине самолет упал в океан в 14 км от берега острова Большие Коморы. От удара об воду его разорвало на части, и девочка выпала в воду. Ей повезло, что на ее поверхности остались части лайнера, на одной из которых она прождала 14 часов, пока ее не подобрало проходящее рядом рыбацкое судно.

История девочки обошла весь мир, так как это один из тех примеров, когда, возможно, спасшихся было бы больше, подоспей помощь вовремя. Переохлаждение и не надетые вовремя спасательные жилеты унесли жизни остальных пассажиров.

Это не последний пример, когда единственная выжившая в авиакатастрофе должна была бороться за жизнь из-за отсутствия помощи на земле.

Падение в джунглях

Хотя встречаются примеры, когда падение самолета смягчили ветки деревьев, количества выживших при этом пассажиров и членов экипажа не стало больше. По-прежнему большую роль играет то, как ведет себя человек во время трагедии.

Примером тому может служить история немецкой 17-летней школьницы, путешествующей с мамой из Лимы в Пукаллпа (Перу) перед рождеством 1971 года. По сути, это был небольшой перелет, который стал трагичным из-за того, что самолет попал в турбулентность во время грозы.

От удара молнии из строя вышли системы воздушного корабля, начался пожар в салоне. Джулиана Кепке - единственная выжившая в авиакатастрофе пассажирка во время этого перелета. На высоте 6400 м у летательного аппарата оторвались оба крыла, после чего ушедший в штопор лайнер стал разваливаться по частям.

Девушку спасло то, что она была пристегнута и приняла спасательную позу, когда ряд кресел вместе с ее сиденьем «вышвырнуло» за борт. Во время падения ее вместе с обломками из салона вращал сильный ветер, что привело к снижению по наклонной и падению в густые заросли джунглей Амазонки.

Последствиями «приземления» стала сломанная ключица, ссадины и ушибы, но ее ожидали еще большие испытания. Находясь в 500 км от Лимы, в гуще джунглей, не зная дороги, эта молодая выжившая в авиакатастрофе женщина вынуждена была бороться за жизнь в незнакомой местности.

Целых 9 дней она шла вниз по течению реки, боясь отойти от нее далеко, чтобы не лишиться источника воды. Питаясь фруктами и растениями, которые узнавала и могла сорвать, девушка вышла к стоянке рыбаков, которые и доставили ее в госпиталь.

Если бы Джулиана осталась ждать помощи возле упавшего самолета, то, скорее всего, погибла бы. По этим событиям итальянской телекомпанией был снят художественный фильм «Чудеса еще бывают», который впоследствии спас жизнь советской девушке Ларисе Савицкой, ждавшей двое суток спасателей.

Выжившие члены экипажа

Довольно редко можно услышать о том, что при падении самолета выжили члены экипажа. Возможно, они заняты спасением пассажиров или находятся в этот момент в самой «неблагополучной» части самолета, но это факт.

Но есть примеры, когда стюардесса, выжившая в авиакатастрофе, оказывалась единственной спасенной. Весне Вулович в 1972 г. было всего 22 года, когда во время очередного рейса из Копенгагена в Загреб самолет югославской авиакомпании развалился в воздухе в результате взрыва террористической бомбы.

Этот случай можно отнести к «чуду», так как Весна смогла выжить, находясь в середине салона самолета при падении с высоты более 10 км. Обломок машины, в котором она находилась, упал на заснеженные деревья, что очень сильно смягчило удар.

Вторым «чудом» было то, что, когда она была в бессознательном состоянии, ее нашел крестьянин из находящейся неподалеку деревни и отвез в больницу. Стюардесса, выжившая в авиакатастрофе при падении с такой высоты, почти месяц была в коме, а затем еще 16 месяцев боролась за возможность передвигаться и жить нормальной жизнью.

Весна Вулович стала рекордсменом книги Гиннеса как человек, совершивший прыжок без парашюта с 10 километровой высоты. Вряд ли найдется смельчак, который по собственной воле решит превзойти ее результат.

Падение российского самолета в Египте

Одной из самых актуальных тем осени 2015 года стала авиакатастрофа в Египте. Сегодня «есть ли выжившие» - уже не самый важный вопрос в этой трагедии. Если вначале ходили слухи, что не все из 224 человек погибли, то теперь это печальный факт.

Сегодня общественность интересует причина гибели авиалайнера, и гарантии того, что этого больше не случится с российскими самолетами.

Совершенно разные версии произошедшего с излагают российские и зарубежные СМИ. Вылетевший без опоздания лайнер спустя 23 минуты после взлета исчез с радаров диспетчеров по неизвестным причинам.

Одна из версий, почему не найдены выжившие в авиакатастрофе в Египте, это взрыв находящейся на борту бомбы. Самолет разорвало в небе, поэтому шансов у пассажиров практически не было.

Египетские власти утверждают, что присутствие бомбы среды обломков самолета обнаружено не было. Эти данные были ими опубликованы после того, как эксперты из США, Англии и России пришли к иному выводу.

Единственной причиной несоответствия выводов экспертов - это нежелание Египта потерять потенциальных клиентов в туристический сезон и выплачивать компенсацию компании "Когалымавиа" за крушение самолета в его воздушном пространстве. Если бы были выжившие в то они так же получили компенсацию за ущерб.

Следует ожидать, к какому соглашению придут обе стороны, но, оглядываясь на историю воздухоплавания, можно сказать, что самолеты просто так в воздухе не разваливаются и с радаров не исчезают. Окончательных выводов пока нет, но мировой общественности понятно, чем была вызвана авиакатастрофа в Египте сегодня. Есть ли выжившие, на этот вопрос ответ однозначный - «нет».

Позитивная статистика

Зная дотошность ученых в желании все подсчитать и измерить, можно не сомневаться, что они также изучали вопрос, почему не выживают в авиакатастрофе люди.

Причина на самом деле самая банальная - все тот же человеческий фактор. Если взять статистику изменений причин падения самолетов начиная с 1908 года, то она будет выглядеть так:

  • на заре самолетостроения с 1908 по 1929 гг. 50 % крушений приходилось на технические неполадки, 30 % - на погодные условия, 10 % - возгорание и 10 % - это ошибка пилотов;
  • ко второй половине 20 века воздушный флот подошел с другой статистикой - 24 % связаны с техникой, 25 % - виновата погода, ошибка пилотов - 37 %, возгорание - 7 %, а теракты занимают всего 5 %;
  • в 21 веке статистика полностью изменилась - 45 % - виновник человеческий фактор, 13 % - погода, 32 % - неполадки в технике, возгорание - 3 %, а теракты занимают 4 % случаев.

Так изменились причины воздушных катастроф в воздухе за 100 лет. Тем не менее на сегодня это самый безопасный вид передвижения, потому что крушения происходят с вероятностью 0.00001 %. Кроме того, все чаще появляются факты, когда при падении самолета выживает не 1 человек, а значительная часть пассажиров.

Например, 4 человека выжили в авиакатастрофе, произошедшей в Японии в 1985 г. Через 12 минут после взлета у самолета случилась разгерметизация в хвостовом отсеке. Пилотам удалось продержать машину в воздухе 32 минуты, после чего борт рухнул в 100 км от столицы Японии. Как поведали выжившие, спасенных могло быть больше, так как люди просили помощи, но ко времени прихода спасателей, которые вовсе не спешили, были мертвы 520 человек. Их убило переохлаждение и раны, полученные при падении.

К сожалению, сведения о спасенных не всегда соответствуют истине. Так было, когда сообщали, что 4 человека выжили в авиакатастрофе над Египтом. В этом случае можно только посочувствовать людям, которые обрели надежду на чудо, но затем опять ее утратили.

В российской истории авиации также есть примеры, когда пассажиры оставались в живых при крушении лайнера. Так, люди, выжившие в авиакатастрофе "Когалымавиа" в 2011 году при возгорании самолета, который только выруливал на взлетную полосу, получили Из 116 пассажиров и 6 членов экипажа погибло только трое людей, при этом Ту-154 полностью сгорел.

6 января 2012, 15:59

23 декабря 1971г. самолет Lockheed L-188A авиакомпании LANSA с 92 пассажирами на борту вылетел из столицы Перу Лимы и взял курс на город Пукальпа. В 500 км к северо-востоку от столицы страны лайнер попал в обширную грозовую область, развалился в воздухе и упал в джунгли. Выжить в страшной катастрофе удалось лишь 17-летней Джулиане Дилер Копке, которую выкинуло из самолета.
Джулиана Дилер Копке «Вдруг вокруг меня воцарилась удивительная тишина. Самолёт исчез. Должно быть, я была без сознания, а затем пришла в себя. Я летела, крутясь в воздухе, и могла видеть стремительно приближающийся подо мной лес» . Затем девушка, падая, вновь потеряла сознание. При падении с высоты около 3-х км. она сломала ключицу, повредила правую руку, а ее правый глаз закрыло опухолью от удара. «Возможно, я выжила из-за того, что я была пристёгнута к ряду сидений,» – рассказывает она. «Я вращалась как вертолет, что возможно замедлило падение. Кроме того, место, где я приземлилась было густо покрыто растительностью, что уменьшило силу удара». 9 дней Джулиана скиталась по джунглям, стараясь не отходить от ручья, веря, что рано или поздно он выведет ее к цивилизации. Также ручей давал девочке воду. Через девять дней Джулиана нашла каноэ и укрытие, в которое она спряталась и стала ждать. Вскоре ее нашли в этом укрытии лесорубы. 26 января 1972г. хорватские террористы взорвали над чешским городком Сербска-Каменице пассажирский самолет McDonnell Douglas DC-9-32 , принадлежавший авиакомпании JAT Yugoslav Airlines. Борт следовал из Копенгагена в Загреб, на его борту находились 28 человек. Бомба, заложенная в багажном отделении, сдетонировала на высоте 10160 м. 27 пассажиров и членов экипажа погибли, однако 22-летняя стюардесса Весна Вулович осталась жива, упав с высоты более 10 км. Весна Вулович Самолет упал на заснеженные деревья, а через несколько часов после трагедии на месте катастрофы оказался квалифицированный медик, который и распознал у Весны признаки жизни. У неё был проломлен череп, сломаны обе ноги и три позвонка, из-за чего нижняя часть ее тела была парализована. Быстро оказанная помощь спасла девушке жизнь. Она 27 дней находилась в коме, а после еще 16 месяцев лежала в госпитале. После выхода из него, Вулович продолжила работать в своей авиакомпании, но уже на земле. Чудесное спасение Весны Вулович занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый высотный прыжок без парашюта. 13 октября 1972 года в Андах разбился самолет FH-227D/LCD. Погибли 29 человек из 45 находившихся на борту. Выжившие были найдены только 22 декабря 1972 года.
13 октября 1972 года команда регбистов из Монтевидео отправилась на соревнования в столицу Чили Сантьяго. В самолете "Фэрчайлд-Хиллер FH-227D/LCD" уругвайской авиакомпании "Таму", кроме них, находились еще пассажиры и 5 членов экипажа - всего 45 человек. По пути им предстояло совершить промежуточную посадку в Буэнос-Айресе. Однако "борт" T-571 попал в сильную турбулентную зону. В условиях сильного тумана пилот совершил навигационную ошибку: самолет, шедший на высоте 500 м, направился прямо на одну из горных вершин аргентинских Анд. Экипаж слишком поздно среагировал на ошибку. Через несколько мгновений "борт" налетел на скалы, пропоров стальную обшивку самолета. Фюзеляж разрушился; от страшного удара несколько кресел оторвало от пола и вместе с пассажирами выбросило наружу. Семнадцать человек из 45 погибли мгновенно, когда самолет "Фэрчайлд-Хиллер" рухнул в снег. В результате авиакатастрофы люди провели два месяца в снежном аду - на высоте 4 тысячи метров, при температуре минус 40 градусов. Обнаружили их только 22 декабря!
"После катастрофы в живых остались 28 человек, но после схода снежной лавины и долгих изнурительных недель голодания их осталось только шестнадцать. Проходили дни, недели, и люди, не имея теплой одежды, продолжали жить при сорокаградусном морозе. Питания, что хранилось на борту разбившегося самолета, хватило ненадолго. Скудные запасы приходилось делить по крохам, чтобы растянуть на большее время. Под конец остались только шоколад и наперсточная норма вина. Но вот кончились и они. У выживших голод взял свое: на десятый день они стали есть трупы". 24 августа 1981г. на Дальнем Востоке на высоте 5км. столкнулись пассажирский самолет Ан-24 авиакомпании "Аэрофлот" и бомбардировщик Ту-16 ВВС СССР . Среди 32-х человек, уцелела лишь 20-летняя Лариса Савицкая , возвращавшаяся с мужем из свадебного путешествия. Лариса с мужем В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в своём кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и внезапного ожога (температура моментально упала с 25 C до −30 C). После очередного разлома фюзеляжа, прошедшего прямо перед её креслом, Ларису выбросило в проход, очнувшись, она добралась до ближайшего кресла, забралась и вжалась в него, так и не пристегнувшись. Сама Лариса впоследствии утверждала, что в тот момент ей вспомнился эпизод из фильма «Чудеса ещё случаются», где героиня при крушении самолета вжалась в кресло и выжила. Часть корпуса самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар. По последующим исследованиям всё падение обломка самолёта размерами 3 метра в ширину на 4 метра в длину, где оказалась Савицкая, заняло 8 минут. Несколько часов Савицкая была без сознания. Очнувшись на земле, Лариса увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. Она получила ряд серьёзных травм, но могла самостоятельно передвигаться. Через два дня её обнаружили спасатели, которые были сильно удивлены, когда после того как два дня им попадались только тела погибших, они встретили живого человека. Лариса была вся покрыта краской, слетавшей с фюзеляжа, и с сильно спутанными ветром волосами. В ожидании спасателей она соорудила себе временное прибежище из обломков самолёта, согреваясь чехлами с сидений и укрываясь от комаров целлофановым пакетом. Все эти дни шёл дождь. Когда он закончился, она махала пролетавшим мимо самолётам спасателей, но те, не ожидая найти выживших, приняли её за геолога из находившегося неподалёку лагеря. Лариса, тела её мужа и ещё двух пассажиров были обнаружены последними из всех жертв катастрофы. Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы. Лариса Савицкая Из интервью Ларисы: - Как это произошло на самом деле? - Самолеты столкнулись по касательной. Крылья у Ан-24 оторвало вместе с бензобаками и крышей. За какую-то долю секунды самолет превратился в "лодочку". В тот момент я спала. Помню страшный удар, ожог - температура с плюс 25 моментально упала до минус 30. Страшные крики и свист воздуха. Муж погиб сразу - в этот момент жизнь для меня кончилась. Я даже не кричала. От горя не успела осознать страх. - Вы так и упали в этой "лодочке"? - Нет. Потом она еще разломилась надвое. Разлом прошел прямо перед нашими креслами. Я оказалась в хвостовой части. Меня выбросило в проход, прямо на переборки. Сначала потеряла сознание, а когда пришла в себя, лежу и думаю - но не о смерти, а о боли. Не хочется, чтобы при падении было больно. И тут я вспомнила один итальянский фильм - "Чудеса еще встречаются". Всего один эпизод: как героиня спасается в авиакатастрофе, вжавшись в кресло. Кое-как я до него добралась... - И пристегнулись? - Я об этом даже не думала. Действия опережали сознание. Стала смотреть в иллюминатор, чтобы "поймать землю". Надо было вовремя самортизировать. Я не надеялась спастись, хотелось только умереть не больно. Была очень низкая облачность, потом зеленая вспышка и удар. Упала в тайгу, на березнячок - опять повезло. - Только не говорите, что вы не получили ни одной травмы. - Сотрясение мозга, повреждение позвоночника в пяти местах, перелом руки, ребра, ноги. Зубы почти все были выбиты. Но инвалидность мне так и не дали. Врачи говорили: "Мы понимаем, что вы инвалид по совокупности. Но ничего поделать не можем - каждая травма в отдельности не тянет на инвалидность. Вот если бы была одна, но серьезная - тогда пожалуйста". - Сколько времени вы провели в тайге? - Три дня. Когда я очнулась, тело мужа лежало прямо напротив меня. Состояние шока было такое, что я боли не чувствовала. Я даже ходить могла. Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме "му-му", ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был еще тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом - краска с фюзеляжа оказалась на редкость приставучей, мама ее потом месяц выковыривала. А волосы от ветра превратились в большой кусок стекловаты. Удивительно, но как только я увидела спасателей, ходить уже не могла. Расслабилась. Потом, в Завитинске, я узнала, что для меня уже и могила вырыта. Их рыли по спискам. 12 августа 1985г. Boeing 747SR-46 японской авиакомпании Japan Airlines потерпел крушение близ горы Такамагахара в 100 км от Токио в районе горы (префектура Гунма). Из 520-ти человек удалось выжить только четверым женщинам: 24-летней сотруднице Japan Airline Хироко Есидзаки, 34 летняя пассажирке самолета и ее восьмилетней дочери Микико, а также 12-летней Кэйко Каваками, которая была найдена сидящей на дереве. Все четверо счастливчиков сидели в центральном ряду кресел в самом хвосте самолета. Для остальных 520 пассажиров и членов экипажа этот полет стал последним. По количеству жертв катастрофа японского "Боинга-747" уступает только катастрофе в Тенерифе в 1977 году, когда столкнулись два "Боинга". Ни на одном лайнере так много людей еще не погибало. 16 августа 1987 года Самолет McDonnell Douglas MD-82 , совершая вылет из аэропорта Metro, самолет потерял управление и сначала задел левым крылом линии электропередач, находящиеся в 800 метрах от взлетной полосы, затем крышу пункта проката машин, после чего разбился о землю.
На борту находилось 155 человек. 4-х летняя Сеселия Сичан была найдена спасателями в своем кресле, в нескольких метрах от тел своих родителей и 6-ти летнего брата. До сих пор ни один специалист не может объяснить, как, и при помощи какого чуда, она смогла выжить. Возможной причиной этой авиакатастрофы считают небрежность пилота и экипажа в следовании траектории взлета. 28 июля 2002г . в московском аэропорту "Шереметьево" сразу после взлета рухнул Ил 86 , на борту которого находились 16 человек: четыре пилота, 10 бортпроводников и два инженера. Через 200 м после того, как самолет оторвался от земли, произошла потеря мощности двигателей, самолет завалился на левое крыло и рухнул, после чего произошел взрыв.
Выжить удалось только двум бортпроводницам: Татьяне Моисеевой и Арине Виноградовой . Виноградова через некоторое время после выписки из больницы и прохождения реабилитационного курса вернулась к работе, а Моисеева решила не искушать судьбу и остаться на земле. 30 июня 2009г. у побережья Коморских островов потерпел крушение самолет А310 йеменской авиакомпании Yemenia , совершавший рейс из столицы Йемена Саны в столицу Комор город Морони. На борту A310 находились 153 человека. Единственным выжившим пассажиром разбившегося лайнера оказалась двенадцатилетняя девочка Бахия Бакари , имеющая французское гражданство. При ударе о воду её буквально выкинуло из самолета. В течение нескольких часов, девочка, практически не умеющая плавать, без спасательного жилета и в полной темноте, старалась держаться за обломки самолета, чтобы не утонуть. Сначала она старалась ориентироваться по голосам других пассажиров, но вскоре они стихли. Когда рассвело, она поняла, что она в полном одиночестве в центре масляной лужи на поверхности воды. К счастью, ей удалось взобраться на большой обломок и заснуть, несмотря на переутомление и жажду. В какой-то момент она увидела корабль на горизонте, но он проплыл слишком далеко, и ее не заметили. Команда частного корабля Sima Com 2, обнаружили Bakari лишь 13 часов после авиакатастрофы. Еще 7 часов спустя она оказалась на суше, где была направлена в госпиталь. Девочка получила многочисленные ушибы, у нее была сломана ключица и обожжены колени. 12 мая 2010г. Airbus-330 ливийской авиакомпании Afriqiyah Airways, прибывший из Йоханнесбурга (ЮАР), разбился при заходе на посадку в международном аэропорту Триполи. В условиях тумана экипаж принял решение уйти на 2-й круг, но не успел. На борту находились 104 человека. Среди обломков выжившего нашли только восьмилетнего мальчика с переломами обеих ног. Его придвило креслом, что, возможно, спружинило удар. 6 сентября 2011г. В Боливии разбился самолет частной авиакомпании потерпевшего катастрофу в амазонских джунглях. В результате изначально посчитали, что погибли все 9 человек, находящихся на борту. Через 3 дня поисков был найден чудом уцелевший пассажир - 35-летний продавец косметики боливиец Минор Видалью. Он отделался ушибами головы и переломами ребер. Минор Видальо рассказал, что он более 15 часов находился под обломками самолета, а когда ему удалось выбраться, он пошел вглубь леса в поисках людей.
Выжившего в авиакатастрофе обнаружили в нескольких километрах от места крушения самолета. "Мы увидели человека на берегу реки, который подавал нам сигналы, - рассказал капитан Давид Бустос, руководивший спасательной операцией. - Когда мы подошли поближе, он склонился на колени и начал благодарить Бога".