«Город мертвых. Эльтюбю и город мертвых в долине реки чегем

30.01.2022

Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю, где сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мертвых» , уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.

Фотографии и текст nalchik360

Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю:

Город мертвых:

Виртуальные панорамы Чегемского ущелья. (Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры):

Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры:

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц - «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними:

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня:

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами:

Кроме того, стены из камней неправильной формы делались внизу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ:

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чеченских эти неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII - началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров:

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объем около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа:

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина:

Вся территория таких некрополей покрыта буйно цветущей горной травой с вкраплениями ярких кустов барбариса:

В охоте за сусликами и прочей живностью кружат хищные птицы:

Относительно того, когда были сооружены верхнечегемские мавзолеи, ученые и сегодня не пришли к единому мнению. В целом принято считать, что сооружать их начали не ранее XIII века и возводили вплоть до XVIII века. «Город мертвых» – излюбленное место остановок туристов, приезжающих в Чегемское ущелье. Большинство из них уверено, что с этим местом связано немало преданий, таинственных историй, необычных фактов.

И не мудрено…

Эль- Тюбю находится в Верхнем Чегеме и представляет собой обширную территорию с захоронениями. Считается, что тут хоронили еще до 10-ого века.
Местный житель (по совместительству наш гид), присутствовавший при раскопках, пояснил, что захоронений тут очень много, но они не исламские. Далекие предки, ныне проживающих в том районе балкарцев, имели свою веру (потом был недолгий период христианства, а потом уже в эти земли пришел ислам) и скелеты в могилах лежат хаотично, без четкой ориентации в какую-либо сторону света.

Могилы там имеются 3 видов:
1) Одиночные- над могилой выкладывались камни и по размеру «площадки» можно представить рост человека, например, есть явно детские захоронения;
2) «Семейные», когда несколько членов семьи хоронились рядом и вокруг сооружались каменные ограждения;
3) Склепы.

Напротив в долине некогда было поселение какого-то древнего народа. Часто пишут, что жили там аланы, но там найдены украшения и утварь, нигде больше не встречающиеся.
Говорят, весной суслики роют норы и вместе с землей на поверхность выходят каменные бусины и различные украшения (правда или нет, не знаю, но вполне это допускаю).

Ну а теперь перейдем к описанию захоронений.
«Семейные» захоронения имеют каменные ограждения и не редко полностью покрыты можжевельником, который сажали после погребения.
С ним же связана еще история от нашего гида: во время нашествия монголов, балкарцы делали из сухого можжевельника шары, поджигали и спускали с горы на врага. Такой метод обороны в мировой истории встречался часто, не местное изобретение:). В результате монголы ушли.


Ну, а самое интеерсное, что и привлекает сюда туристов- это склепы (могилы богатых семей). Правда их всего около десятка и много разрушенных.

Склеп сооружался следующим образом:
Умирал один из членов семьи, копалась яма глубиной до 4 метров. Усопший помещался в неё и сверху засыпался известью. Следующий усопший помещался на предыдущего. Так доходили до поверхности и последующие усопшие хоронились сверху, уже в надземном склепе.
В стоящих в Эль-Тюбю склепах находили от 2 до 10 скелетов (точные цифры не помню).
Сейчас склепы конечно пусты.

Камни при строительстве скрепляли смесью извести с яйцами. Такой раствор долговечен, что и позволило сохранить склепы до наших дней.

Венчали склепы керамические наконечники, правда они почти все украдены. Что символизировали наконечники к сожалению не известно.



Среди сохранившихся склепов, есть много разрушенных- частично или до основания. По заверению гида, это произошло в древности, возможно в результате землетрясений.


И в заключении еще одна фотография и видео Города мертвых.

Источник: http://www.esskmv.ru/el-tyubyu-gorod-mertvyh.html __________________________________ Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю, где сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мёртвых», уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.
Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю.


Город мертвых

Виртуальные панорамы Чегемского ущелья
1.Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры

2.Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц - «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними.

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня.

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами.

Кроме того, стены из камней неправильной формы делались книзу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ.

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чегемских неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII – началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров.

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объём около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа.

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина.

МКОУСОШ №2 с. Верхняя Балкария

История моего села

ХульчаеваФатиматХаруновна

Должность: Учитель географии

КБР, Черекский район, с. Верхняя Балкария

Из древних чудесных камней

сложите ступеньки грядущего.

Н.К. Рерих.

Многогранная человеческая деятельность преобразует окружающий мир, создает материальные и духовные ценности, формирует моральные идеалы и мировоззрения общества. Погруженные в сиюминутное заботы, мы еще нередко, не отдаем себе отчет в том, что нынешние творения рук и разума человека завтра, через год и десятилетия будут восприниматься потомками как неопровержимые и наглядные свидетельства нашей эпохи.

С этих позиции оценивая дела и письма людей, их мировоззрения и нравственные принципы мы должны признать равнозначными памятниками истории культуры и человечества.

Выдающиеся умы человечества не раз выражали справедливую мысль о том, что, не зная прошлого, нельзя понять настоящее и предвидеть будущее. Наше прошлое сформировало не только сегодняшние проблемы, нои нас самих, обогащенных накопленным человеческим опытом. Без знания прошлого невозможно самосознание и самоощущение человека, выработка надежных ориентиров в бурлящем потоке сегодняшних событии. Все в наши дни возбуждает небывалый интерес к правде истории, к социальной памяти народов, спрессованной в историческом прошлом.

Занимаясь в кружке «Юный географ – исследователь» мы посчитали своим долгом начать свою работу с изучения истории своего села. В ходе работы мы осознали, что взяли большую ответственность, но решили не отступать. Изучая нужную литературу, встречаясь со старожилами села, нам удалось собрать кое-какой материал.

Село наше самое отдаленное, оно находится на границе с Грузией и является одним из исторически населенных пунктов республики. Об этом свидетельствуют исторические памятники: башни, склепы, могильники. Верхняя Балкария состояло из 18 аулов:Зылгы, Зарашкы, Темукуево, Нижний Чегет, Тебен эль, Верхний Чегет, Коспарты,Глашево,Мукуш, Мухол, Шаурдат, Сауту, Фардык, Курнаят, Кюнлюм, Чегет эль, Шканты, Туура– Хабла.

У каждого аула есть своя красота, своя судьба, своя история.

Аул Кюнлюм 1936г.

Ужасный гул остался позади.

Как вкусен белый хлеб с водою горной!

Вкуси покой и радость обрети,

Душа бедой испытанная черной!...

Аул Кюнлюм 2006г.


Земля это была освоена очень давно. Башни, которые сохранились до наших дней, говорят о существовании здесь во время раннего средневековья, феодального строя, а это говорит о том, что здесь долгое время господствовал классовый строй, люди делились на бедных и богатых. Таубиями считались следующие фамилии: Абаевы, Мысыкаевы, Айдаболовы, Амирхановы, Шахановы, Замхотовы, Биевы, Кучуковыит.д.

Башня Абаевых в ауле Кюнлюм.

Среди бесчисленных развалин

По обе стороны реки

Стоят две башни, и печальны

Две белокаменных сестры…

По ним не ходят часовые

Не лают псы сторожевые

В них вековая тишина

Не пробуждаются от сна

Довольны мирною судьбою

В них ныне нет вражды былой

Но раковые были дни

Чему свидетели они…

Башня Амирхановых в ауле Шканты.


Каждый аул имел своего таубия, например, Абаевыгосподствовали в Кюнлюме, Амирхановы и Кучуковы в Шканты, Айдаболовы, Биевы и Занхотовы в Коспарты и в Зылгы. Удельные владения Занхотовы имели в Псыгансу. Шахановы господствовали в Мухоле, а Мысыкаевы в Фардык.Туура – Хабла, Кюнлюм, Шканты являлись местом, куда собиралась знать Балкарии и обсуждались политические вопросы и решались проблемы округа.

Эту историю мы услышали от сторожило нашего села Мусукова Х.Давным- давно из Грузии через перевал по неизвестным обстоятельствам в Верхнюю Балкарию перешли четыре брата: Мусака, Рахай, Рахайта и Дебо. Обосновались они в местечке, которое по сей день называется Мусака. Некоторое время они жили вместе, потом они разошлись во мнениях.Мысык остается в балкарии, Рахай уходит в Безенги, Дебо в Кабарду, а Рахайта возвращается обратно в Г рузию. Однажды Мусака выходит на охоту под вечер, издалека он замечает огонь рядом с какой-то башней, ему стало интересно, кто там живет и он пришел к очагу, где приняли его девять братьев и одна сестра. Подружившись с хозяевами, он вместе с ними ходит на охоту и против неприятеля. Всегда отличаясь умом и хитростью, привлекает к себе внимание красавицы сестры. Но и, в конце концов, они влюбляются вдруг друга, но гордые братья не соглашаются на брак единственной своей любимой сестры с пришельцем неизвестного происхождения. Тогда они вступают в заговор, приговорив, братьев на смерть ради личного счастья. Злой умысел влюбленные привели в исполнение следующим образом. Покос сена на поляне под названием «Зына» начинался торжественно. Заговорщики решили воспользоваться этим и до этого решили, что они покорились воле братьев, и гость скоро уедет. Коварная сестра сама приготовила ко дню покоса самый крепкий напиток из ячменя под названием сыра. В день торжества сама отправилась на место покоса и сильно напоила своих братьев, так, что они тут же крепко заснули. Тогда Мысака убивает их всех. Женившись на девушке, Мысака завладел землей и другим имуществом. Позже это место начали заселять и другие люди.

Это место и сегодня называется Зына. Сейчас она заселена людьми и находится на этом месте центральная мечеть, архитектура, которой занимает первое место в республике.

Центральная мечеть Верхней Балкарии.

Здесь же находится администрация села, больница, музыкальная школа, отделение связи, МОУСОШ №1,т.е. Зына является центром села.

Склеповые могильники в районе Верхняя Балкария под названием « Город мертвых» были отмечены очень давно. По преданию в могильниках прятались люди больные чумой и халерой, в надежде не заразить остальных. Заболевший добровольно приходил сюда доживать свои дни. В городе мертвых есть уголок, который называется Ашамиш оба. По преданию там захоронены отец, который осмелился перечить своему бийю, не дав, согласие на брак со своей несовершеннолетней дочкой. Он был зверски убит. И могила дочери, которая узнав, что бий принеся приговор в исполнение, убив отца завладев ею, сбросилась со скалы.

Хорошо сохранились склепы (кешенеле), которые были построены в 10-14 в.в. Почти все эти склепы имеют свою легенду. Склепы строились по особому назначению, если кто- то умирал, часто это была не замужняя девушка, то его хоронили в склепе отдельно от общего кладбища. Склепы строили люди из благоустроенных семей. Например, склеп в ауле Мухол был построен женихом девушки, которая умерла в день своей свадьбы от укуса паука.

Склеп в Коспарты построил некий Атабиев База сестре своей жены Занхотовой.

Склеп в Шканты построили семь братьев своей единственной сестре, которая умерла до замужества.

Кешене в ауле Шканты


По преданию в склепе нельзя находиться и уносить что-либо, иначе, беда постигнет семью.

Чуть выше Города мертвых есть поляна, где проводились соревнования, место это так и называется Зиришки от слова «Зариш-Чариш» т.е. «Соревнования». Сегодня там сделали стадион, где проводятся всякие турниры и мероприятия села.

Выше над уровнем моря, почти на три тысячи метров расположен Уштулу, который долгое время служил туристической базой. Уштулу переводится, как Ючтул. Там жил охотник, который имел три жены, в надежде родить сына или дочь, но детей у него так и не было. Жили они вместе и дружили, даже после смерти мужа не захотели покинуть то место. За это и дали название «ючтулкъатынтургъанжер». «Тул» переводится, как «бездетный», юч–три.

Население, которое заселяет территорию верхней балкарии, называют себя «таулула». Таулула из покон веков жили за счет своего труда. Они занимались и занимаются земледелием, животноводством, рукоделием,


Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены:

Он и от ветра в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет.

До проникновения ислама они были язычниками и поклонялись различным предметам: «Раубазытерек» (дерево), камень, молния. Жители Шауурдат поклонялись дереву Раубазы. Даже после проникновения ислама, когда срубили дерево, некоторые из них перехватили кто по ветке, кто по щепке и спрятали у себя дома. Даже в наши рассказывают, как после смерти одной женщины, родственники нашли в ее сундуке ветку от этого дерева.

Сегодня Верхняя Балкария состоит из четырех аулов: Малкъар, Мухол, Шауурдат, Чегет. Протяженность села 7.5 км, имеется более 1000 дворов, количество жителей 5тысяч человек. Имеется четыре школы. Две из них средние, Дом культуры, Дом Быта, отделение связи, Сбербанк, Противопожарная служба, Кафе «Дых тау». В этом селе каждая тропа, каждый камень, каждый мост могли бы быть началом для большого рассказа.

Село Верхняя Балкария.

О как хорош наш день: леса, холмы,

Вершины. Облака. Деревья. Мы!

В заключении хочу сказать словами русского ученого В.О. Ключевского (1841-1911), касаясь вопросов истории русского народа, он писал, что начальные моменты истории надобно искать, прежде всего, в памяти самого народа. Воспоминания, по его мнению, не бывают случайными, беспричинными, поскольку «народ есть население, не только совместно живущие, но совокупно действующие имеющий общий язык, общие судьбы. Поэтому народной памяти обыкновенно надолго удерживаются события, которые коснулись всего народа, в которых весь он принял участие и через это участие почувствовал себя единым целым.


Литература

  1. И.М. Мизиев «Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая.13-18в.в.

  2. Мисост Абаев «Балкария»

  3. История Балкарии и Карачая в трудах Исмаила Мизиева

  4. Любительские фотографии участников кружка.

  5. Рассказы сторожил селения Верхняя Балкария.(Рассказчики:Атабием М.М., Мусуков Х., Шаутаева К.Г.,Хульчаева М.Л., Мамаев А.Л., Бичиев С.Х.)

Чегемское ущелье - уникальный природный объект, известный водопадами, тесниной и историческими памятниками, в частности древними селениями. Кроме того, здесь когда-то проходил важный отрезок Великого Шелкового пути, соединяющий Кабардино-Балкарию с другими регионами мира. Возле реки Чегем находится село Верхний Чегем, которое делится на две части ущельем Джилги-Су. Раньше на месте села было поселение предков балкарцев, которое называлось Эль-Тюбю . Дословно с тюркского языка оно переводится как селение на дне долины, что указывало на его географическое расположение. Возле поселения был открыт некрополь - этот город мертвых постоянно привлекает к себе внимание гостей республики и местных жителей.

Первые поселенцы в Эль-Тюбю

Археологи нашли здесь стоянки человека, которым около 15 тысяч лет. Следы жизнедеятельности обнаружены в гроте Кала-Тюбю , ставшем пристанищем для первых жителей этой местности. Позже - в VI -X веках - тут был построен деревянный город, имеющий водопровод. Спустя столетия деревянные постройки заменены на каменные. В Эль-Тюбю не было особой планировки города, что обуславливалось близостью гор и необходимостью защищаться от нападок соседей. С этой целью возведены башни, в которых проживала знать. Подобные строения были характерной особенностью многих кавказских селений, но до наших дней сохранились лишь немногие из них.

Город-некрополь

Особенности местности не позволяли хоронить умерших людей в земле, поэтому недалеко от Эль-Тюбю строились склепы и усыпальницы, постепенно превратившиеся в отдельный город. Они построены в течение X -XVII веков рядом с более древним кладбищем. До наших дней дошло всего восемь мавзолеев: шесть из них сохранились очень хорошо, другие два находятся в полуразрушенном состоянии. Склепы имеют уникальную форму - прямоугольные и восьмиугольные конусы. Они выложены из камня. Техника кладки применялась древняя - камни обтесывались и крепились между собой известкой. Снаружи и внутри они побелены и отштукатурены.
По своему типу могилы можно поделить на насыпи (земляные и каменные), ящики (каменные), могильницы с квадратными окнами на востоке, склепы двух видов. К первому относятся склепы-кешене, имеющие высокую крышу и окно на восточной стороне. Второй тип склепов представлен восьмиугольниками, у которых есть ступенчатая высокая крыша. Кешене были построены гораздо раньше, чем восьмиугольные склепы.
Могилы и склепы имеют высоту около шести метров, тонкий карниз, ложный свод. Стены неправильные, выпуклые, с изогнутыми гранями. На крышах сделаны шишки из камня. Погребения в могилах и склепах были совершены по мусульманским обычаям. В городе мертвых археологи нашли остатки сосудов, металлические предметы XI -XII веков, серебряные украшения, глиняную посуду.

Почему горы?

Некрополь окутывают тайны и легенды. Местное население верит, что здесь хоронили титанов, которые жили тысячи лет назад. Место для их захоронения было выбрано не случайно. Считается, что горы находятся на границе бессмертия и здоровья, поэтому древние поселенцы жили очень долго и практически не болели. Подобные легенды подкреплены реальными фактами: некоторые потомки аланов праздновали 200-й (!) день рождения. Но жители современного села Верхнего Чегема стараются не ходить в некрополь, боясь духов умерших предков. Согласно еще одной легенде, рядом со склепами были откопаны останки людей, имевшие десятиметровую скелетную структуру, но археологическими исследованиями это не подтверждено.

Как добраться до могильников Эль-Тюбю

Кавказские горы имеют много пешеходных троп, но гористая местность не позволит пешком дойти до могильников. Следовательно, из Нальчика до Чегемского ущелья стоит ехать только на автотранспорте. Далее дорога проходит по горам - тут уж лучше пройтись пешком. Хотя до горного села Булунгу ходит из Нальчика автобус. Поселение Верхний Чегем или Эль-Тюбю находится совсем рядом - на расстоянии пяти километров. Рекомендуется посещать некрополь в теплое время года, поскольку в горах часто происходят обвалы и схождение ледника. В зимнее время температура не слишком низкая (достигает -12 градусов), но происходит серьезное обледенение троп и дорог - это не только значительно затрудняет поход к могилам, но и создает опасности для самих посетителей!

Часть 1. Захватив заветное рекомендательное письмо от рабочего экспедиции,я отправился в Верхнюю Балкарию. Автобус
ходил туда один раз в неделю. Из Нальчика мы выехали около 8 утра. Достаточно быстро мы проскочили село Нартан, Аланское укрепление и Кабардинские курганы и, где-то через час, мы уже были зажаты ущельем,которое становилось все уже и уже. Часа через три водитель остановил автобус у Голубых озер.Перед этим я с любопытством наблюдал мост, над каньоном реки Черек,переехав через который мы оказались на левой стороне ущелья. В автобусе я опросил всех о том знает ли кто где живут Мусуковы. По- русски говорила только одна девушка,которая сказала,что проводит меня до дома Мусуковых. . И еще она посоветовала мне не смотреть в ущелье,так как может стать дурно.Действительно,мне казалось,что заднее колесо автобуса,иногда,почти висело над пропастью,но зато какая красота,какая экзотика. В автобусе было всего человек 8 или 9. Вся задняя половина его была завалена продуктами –соль,сахар,мука,скорее всего,медикаменты и отдельные посылки,газеты,журналы. Уже стало темнеть, когда мы въехали в село и остановились у главного и единственного магазина. Девушка,вместе со своей подругой пошли меня провожать до дома Мусуковых.

Подойдя к дому,они позвонили в колокольчик висевший на столбике калитки. Из дома выбежала девочка лет 14-ти.Они сказали ей что-то на своем языке.Я отдал ей рекомендательное письмо. Она открыла калитку и повела меня в дом,распрощавшись с девушками, которые меня провожали. Ее звали Аминат.Она была моим помощником и переводчиком. Она закончила 7 классов и неплохо говорила по-русски. Мы вошли на кухню или столовую, или гостиную,через длинную прихожую или сени. Слева были длинные двухэтажные нары,на которых уже торчали четыре детских головки,вопросительными взглядами рассматривая меня.

Посредине комнаты стоял длинный деревянный стол, покрытый скатертью.Справа от стола была большая печь похожая на русскую печь с альковом для изготовления лаваша. Меня сразу стали угощать тушеными помидорами с лавашем. В процессе трапезы я рассказывал о себе,Ленинграде, об экспедиции. Откровенно говоря,дорога меня так умотала,что я валился с табуретки,которую любезно подставили мне,хотя Аминат и ее мать,с ребенком на руках, сидели на коврах приподнятого пола,рядом со столом. После окончания трапезы Аминат взяла меня за руку и повела в сени, где посадила на скамейку и велела ждать.

После чего она явилась с тазом и кувшином и,попросив раздеть обувь,стала мне мыть ноги. Я мог бы и сам,но она мне сказала,что это их обычай. После этого,чрез длинный коридор, она проводила меня в кунацкую-комнату для гостей.Когда я вошел туда я просто обалдел…(продлжение следует)
Темнота пропитала горы,
Горы встали черным забором.
Звезды вспыхнули, звезды зажглись
Я в Балкарии. Отворись дверь калитки,
Скрипя приветом,
Отворилась
Под черным пледом.
На меня посмотрели глаза,
До меня донеслись голоса.
Распахнулася дверь и девчонка
Опустила глаза свои черные,
И девчонка протянула ручонку тонкую-
«Саля малейкум»- «Малейкум саля»
Оставив багаж не тяжелый в сенях,
Вхожу, половицей скрепя на ходу,
Сажусь на большую,большую тахту.
Безвременно старость к хозяйке пришла,
Ведь старости этой никто не мешал
И четверо этих безусых соплей
Сплетали морщинок бегущую сеть.
Она разбежалась от кающих глаз
В которых огонь зажигавший погас.
Минута,четыре и паром вися,
Я чай ароматный вкушаю в гостях.
Потом разговоры о городе нашем,
О жизни,о быте… А дальше,а дальше
Помывшись покойником спал
И в 8 иль в 9 наверное встал.
Меня поутру поджидал проводник.
Он в горы меня пожелал проводить.
Да,здесь поводырь,поводырь
Так нужен тому,что увиденный мир
Впервые почувствовал,
осознал-
Он слепнет,он зрение потерял
Пытается крылья на миг обрести
Орлиным пером и крылом обрасти
……………………………………………………..
Сначала по речке идем не спеша
И Черек хрипит полноводьем дыша.
Быстрина певуча-легато,легато.
Пороги –вздымающееся стокато.
Сады- бесконечной толпой, угощают
Плоды улыбаясь –убийство прощают
Во рту моментально сдаются и тают.
И башни и сакли без крыш обвалились
Так время жизнь распорядились.
Пещеры,пещеры –слепящие щели,
Гремят водопады, гудят водосбросы
И мертвой громадой обрывов колоссы.
Балкария-это столица природы
И корчится лира, предчувствуя роды
Поэзии пылкой,стиха золотого,
Но мысли не в силах,бедно наше слово.
А может мое,может слаб я в словах,
Но сердце поет и кружит голова.
Кружит от красот и эмоций несметных.
Да! Здесь хорошо,благодарствую лету!